Народный корреспондент

«Смерть в пенснэ, или Наш Чехов»: наш Стоянов, или интеллигентские штучки

27 июня 2011 года в 00:17
1270

2010 год. Режиссёр Анна Чернакова, в главной роли Юрий Стоянов.
Среди зрителей, способных анализировать свои впечатления, бытует мнение, что Юрий Стоянов – хороший актёр. Стоянов уже биологически подошёл к тому порогу, когда пора подтверждать это мнение делом (не может ведь считаться достижением «Ландыш серебристый»…). Актёр, слава Богу, снимается, причём довольно много, вот только с подтверждением как-то… не очень.
Давайте начнём с того, что режиссёр Анна Чернакова взялась за совершенно безумный сценарий. Известный театральный режиссёр возвращается в столичный театр, в котором когда-то работал и где ему до сих пор многое не простили. Ему предлагают воссоздать смелую постановку Чехова, дабы прославить театр на века. В процессе работы мэтр (его играет Стоянов) начинает сходить с ума от теней прошлого, отчего, понятное дело, страдает вся труппа. Тут к сдающему мастеру подбирается некий маньяк, который начинает изводить его угрозами физической расправы. Чем более радикальный спектакль ставит режиссёр – далеко за городом, в посёлке новых русских, на берегу пруда, для горстки зрителей, тем больше понимает, что ему не вырваться из этой западни. Из беззубых попыток показать мир кулис фильм всё больше превращается в триллер. Маньяк всё верно рассчитал, как это они обычно умеют, и чёртов мэтр погибает самым реальным образом на премьерном показе своей претенциозной постановки…
По такому сюжету складывается впечатление, будто Борис Акунин решил сделать ремейк великого фильма Константина Худякова «Успех», верно? Однако «Успех» – это гениальное кино, это глубочайшее знание людей и мира театра, это аскетизм выразительных средств, а «Смерть в пенснэ» – это вопиющая беспомощность и безжизненность при бешеных затратах. Ни одной детали, ни одной искре не веришь – всё претенциозно, как сон миллиардера. Кстати, герой Стоянова, вернувшись в Москву, живёт в такой роскоши, как будто он – минимум Михаил Прохоров.
«Фишкой» фильма, о которой можно узнать только из сопутствующей литературы, является тот факт, в роли театральной труппы режиссёр сняла всех актёров, некогда участвовавших в её же экранизации «Вишнёвого сада». Таким образом, умница-Чернакова выпустила сиквел, то есть продолжение собственного фильма 1993 года…
Режиссёра-пошляка в эпизоде отлично играет Сергей Безруков. Собственно, ради этого героя фильм и выбран для нашего обзора в поисках типического. Новая Россия перманентно переживает размывание прежних ценностей и обретает лже-ценности – греховные. Культура выродилась до смакования греха – он единственный владеет умами горе-художников. Что делать с нашей гениальной классикой, мы уже не знаем. Чехов, гуд бай!

«Хрусталёв, машину!»: макать голову в помойное ведро
«Тихая застава»: высота Сергея Маховикова

Rambler's Top100