Народный корреспондент

«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»

18 марта 2011 года в 16:20
1346

«В электрическом тумане»
США, Франция, 2009 год. Режиссёр Бертран Тавернье. В главной роли Томми Ли Джонс.

«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»

«Всё самое лучшее»
США, 2010 год. Режиссёр Эндрю Джареки. В главных ролях Райан Гослинг, Кирстен Данст, Фрэнк Ланджелла.
«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»


Сегодня мы рассмотрим сразу два новых фильма, имеющих много общего в своей основе. Пожалуй, их сюжетная основа навязла в зубах, и тем не менее: нужно отдать должное умельцам, умудряющимся сказать что-то новое на паханном-перепаханном поле фильмов о маньяках и детективах.
Едва в кино возник первый маньяк, как сразу был заявлен жанр детектива, чтобы расследовать его похождения. Так и здесь: в обоих фильмах присутствует детективная жилка. Обе новинки снабжены авторами на редкость неудачными названиями, однако на этом их недостатки заканчиваются.
В первом фильме, с Томми Ли Джонсом в главной роли, провинциальный детектив пытается вычислить маньяка в своём окружении. Дело это, разумеется, непростое и кровавое. Сюрреализма добавляют видения, проявляющиеся у главных героев картины: им начинают являться солдаты-конфедераты, воевавшие в этой американской глубинке полтораста лет назад. Воинское формирование возглавляет старый генерал, благообразностью и мудростью напоминающий известного монархиста Василия Шульгина в фильме Фридриха Эрмлера «Перед судом истории». А ниточки самого дела ведут в уже далёкий 1965 год, когда на глазах главного героя, тогда – мальчишки, был убит беглый негр. Томми Ли Джонс достиг таких карьерных высот, что не снимется в проходных картинах. Любой фильм с его участием заслуживает внимания.
Второй фильм гораздо интереснее для любителей психологии, поскольку в нём предпринята попытка исследовать феномен превращения полноценного, казалось бы, члена общества в маньяка. Дотошно, насколько позволяет хронометраж фильма, исследуется, как трагедия, пережитая главным героем в подростковом возрасте, разрывает его налаживающуюся взрослую жизнь и губит всё вокруг. Фильм сделан не то чтобы с сочувствием к убийце, но с вниманием к среде, окружению, обстоятельствам и их влиянию на главного героя. Воздействие этих факторов можно расценивать по-разному. И поискать ответ на вопрос, а кто, собственно, виноват в том, что этот человек, Дэвид Маркс, стал чудовищем. Возможно, пойди он собственным путём в жизни, она не обернулась бы подобным кошмаром. Главную героиню, ставшую жертвой собственного мужа, замечательно сыграла Кирстен Данст – несчастная долго не идёт из головы. Я бы сказал, что получился современный вариант одного из сочинений Теодора Драйзера. Героев губит то, что мы раньше называли капиталистическим образом жизни и собственническим мышлением.
Почему мы рекомендуем оба фильма? Это реалистические работы, внимательные к людям и их проблемам, несмотря на сюжетную дань.
Американцы почему-то умеют находить и показывать важное в своей жизни, достоверно изображать её. Наши же фильмы – это натужные сказки, полные помоев, когда речь заходит о прошлом (будь то «Край», являющийся по сути русофобским), или, в лучшем случае, нетребовательный лубок, вроде «Ёлок».
Герой Томми Ли Джонса помогает людям. Жизнь, показанная в фильме, далека от сусальности, однако добро в ней остаётся добром. Главный герой сохраняет порядочность, благородство, бесстрашие, как бы ему ни было трудно. Все эти качества в обычной жизни нужны и нам. Показанные в «Тумане» бандиты и алкоголики ничуть не лучше наших…
Основное действие второго фильма разворачивается в начале семидесятых – восьмидесятых годах. Точно и тонко воссоздаётся атмосфера того времени – такого дара, опять же, лишены наши нынешние кинематографисты, умудряющиеся снимать прошлое дремуче и ходульно. Это мы, а не герои заокеанской картины, живём в неком тумане, лишившись корней своего прошлого и собственного самоуважения.
Наши фильмы как правило далеки от мудрости и человечности. Силясь посильнее плюнуть в тоталитарное наследство, мы перечёркиваем всё, что помним и находим. А ведь без уважения к себе сложно остаться человеком. Собственно, уважением к человеку и его достоинству и отличаются прежние советские фильмы. Их герои не были куклами, используемыми режиссёрами и продюсерами ради фестивальных призов или кассы… Самоуважению нашим мастерам экрана ещё предстоит учиться. Вот такие мысли после Дня защитника Отечества…
«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»
«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»
«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»

К 50-летию выхода на экран: «Чистое небо» Григория Чухрая
«ПираМММида» – это стттыд

Rambler's Top100