Народный корреспондент

К 50-летию выхода на экран: «Чистое небо» Григория Чухрая

9 февраля 2011 года в 15:13
СССР, 1961 год. Режиссёр Григорий Чухрай. В главных ролях Нина Дробышева и Евгений Урбанский.
Бывает так, что человек снимает два гениальных фильма подряд, а бывает – и три. Крайне редко, но бывает. Например, «Сорок первый», «Баллада о солдате» и «Чистое небо». (Для сравнения: некоторые другие режиссёры снимают «Вор», потом – «Водитель для Веры».)
Именно обилие шедевров конца пятидесятых – начала шестидесятых заставило отечественных критиков вещать о безусловной победе советской киношколы и находить мнимые недостатки в «Чистом небе». (Знали бы они, во что превратится наше кино через какие-то тридцать лет!..)
Фильм снят в эпической манере. Большой стиль. Вот, кстати, великое кино о великой войне. Прекрасная операторская работа, свидетельствующая, что тогда в нашем кинематографе блистал не только Урусевский. Впоследствии Сергей Полуянов снимет с Михаилом Швейцером «Золотого телёнка» и надолго – до конца жизни – свяжет свою работу с Леонидом Гайдаем: «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич…», «Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга», «За спичками», «Спортлото-82» – насколько они отличаются от «Чистого неба»!..
И война есть война, и цена есть цена… Высота, которую мы потеряли. Главный парадокс, отмеченный Дмитрием Быковым: во времена страшные, давящие, гибельные и якобы лживые люди у нас – сущие бриллианты: искренние, патриотичные, великодушные, самоотверженные, а во времена свободы – дрянные, поверхностные, лживые, ненадёжные…
Урбанский – это ликующее «да» обновлённой страны. Глаза, в которых отражается небо новой жизни, наших надежд. Прекрасную музыку к фильму в лучших отечественных традициях написал Михаил Зив.
Сейчас говорят, что правда о войне страшнее, чем можно было тогда показывать в кино (не знаю, что страшнее сцены с истерикой пьяного фронтовика в подворотне). Дескать, правда – это нынешние поделки, когда не поймёшь, с кем наши больше воюют – с гитлеровцами или собственными «особистами». Раньше «Чистое небо» упрекали в излишней эмоциональности и в том, что «публицистика часто одерживает верх над художественностью». Однако фильм смотришь совсем другими глазами, когда помнишь, что Чухрай был десантником, не раз высаживался с парашютом в тылу врага. Выполняя спецзадание Военного совета ВДВ, участвовал в подготовке Словацкого национального восстания. Последнее ранение из четырёх получил в Венгрии на пути к Вене в апреле 1945 года. Фронтовой путь режиссёра отмечен орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, чехословацким орденом «Партизанская звезда», медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией», четырьмя медалями ЧССР и другими наградами...
Фильму исполняется полвека. Этого юбилея дождались только Нина Дробышева, чья героиня так умела ждать, и Олег Табаков. Сразу после «Чистого неба» молодая актриса пришла в театр имени Моссовета и работает в нём до сих пор. В этот Новый год её наградили орденом Почёта. Дробышева с большим успехом играла Эдит Пиаф. Говорят, Шарль Дюмон, автор многочисленных песен любимицы Франции, посмотрев спектакль в Москве, воскликнул: «Я видел Эдит Пиаф!..» Здоровья вам, Нина Ивановна и Олег Павлович!
К 50-летию выхода на экран: «Чистое небо» Григория Чухрая
«Моя собственная любовная песня»: вот и встретились два одиночества...
«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»

Другие новости по теме