«Край»: конкурент "Предстояния"
Россия, 2010 год. Режиссёр Алексей Учитель. В главных ролях Владимир Машков, Аньорка Штрехель, Юлия Пересильд, Сергей Гармаш.Есть несколько причин, чтобы не смотреть эту новинку. Первая написана на афише: продюсер – Константин Эрнст, режиссёр – Алексей Учитель. Генпродюсер Первого канала отличается добойностью охотничьего пса и утиным дефицитом личного вкуса. Константин Львович – мастер лубка. Причём дорогущего – с размахом на всю страну. Даже рекламная продукция этого фильма является великолепными образчиками китча.
Алексей Учитель – самый известный и последовательный популист современного российского кино, охотно запихивающий в свои фильмы всё самое скандальное и яркое, как сорока. Вторая причина: отрицательные отзывы в прессе. Толковые журналисты состязаются, как бы покруче лягнуть вздорный фильм, номинированный от России на «Оскар».
Довод «за» только один: нужно увидеть фильм самому, чтобы составить собственное мнение, не из вторых рук, какое кино у нас сейчас позиционируется как лучшее.
Это – не правдивая история, это очередная притча на фоне Великой Отечественной. Логику здесь искать не нужно, иначе исчезнет обаяние «а ля рюс». Стилистически фильм очень близок «Предстоянию» Никиты Михалкова. Есть буквальные совпадения, например, желание показывать голую задницу неприятелю. Есть и крайности: немцы трудолюбивей, культурнее и порядочнее всех без исключения русских героев картины.
Ещё новинка бодрит обилием насилия: побои в «Крае» наносятся в среднем каждые 57 секунд. По зубам и по «кумполу» получают все, от женщин и начальника поселения до офицера НКВД и медведей. Также имеются секс, драгс (самогон), вот только с рок-н-роллом незадача получилась. Нет сомнений, Алексей Балабанов использовал бы в подобном случае песни Глеба Самойлова про Маленького фрица, а вот Учитель подкачал, хоть и создатель фильма «Рок»: музыкальное сопровождение «Края» довольно убогое. Зато очень похож на Александра Розенбаума исполнитель главной роли Владимир Машков. Не знаю, как удалось сотворить такое, но у актёра даже форма черепа стала другой. Вид, к слову, у героя очень измождённый.
Люди в «Краю» живут инстинктами – убивать и размножаться, они как звери в этом посёлке. Фильм зрелищный. Работа проделана большая, как говорил Огурцов в известном фильме. Задумываешься, в какие деньги влетает съёмки длиннющей гонки на паровозах, несопоставимо мало добавляющей характеристик действующим лицам. Есть загадки, не поддающиеся объяснению, вроде разрушенного моста, на котором построен весь сюжет.
«Край» очень успешно показался на поле, заявленном «Утомлёнными солнцем-2». У Никиты Сергеевича появился очень сильный конкурент.