Народный корреспондент

«Мой ласковый и нежный зверь»

30 июня 2010 года в 21:06
3383

СССР, 1978 год. Режиссёр Эмиль Лотяну, в главных ролях Галина Беляева, Олег Янковский, Кирилл Лавров, Леонид Марков.
Первыми создателями жестоких мелодрам были классики отечественной литературы, доказательством чего является данная экранизация ранней повести Чехова. Фильм действует наотмашь, как портвейн – на героя Кирилла Лаврова, графа Корнеева. Картину критиковали за «цыганщину», но я бы отметил главное: в фильме есть атмосфера, он стильный и могучий. Режиссёр знает, чего хочет, и не жалеет красок. Государство, в лице «Мосфильма» – не жалеет средств. (Художник здесь – Борис Бланк, тот самый, что только что провёл в Смоленске мастер-класс в рамках фестиваля «Смоленский ковчег»). Пожалуй, наш ответ Кустурице и всему «цыганскому» кинематографу заключается в том, что мы, вообще-то, его и создали.
Даже 32 года спустя «Зверь» производит сильное впечатление, и его реалии за эти годы стали гораздо ближе нашим соотечественникам: благородная бедность, знаете ли, все двери закрыты... К слову, фильм по замыслу и по исполнению намного опередил «Жестокий романс» Эльдара Рязанова…
Национальность режиссёра сказалась не только в привлечении неслабых цыганских хоров, но и во внешности главных героев: они у него все выглядят как заправские молдаване: долгогривые, долгоусые, к тому же слегка выцветшие на южном солнце (кроме главной героини, конечно).
Мне казалось, что у такого культового фильма должны быть собственные сайты в Интернете, о нём должно быть всё известно – как и при каких обстоятельствах снимался, на деле – ничуть не бывало. Остаётся ломать голову, где нашли заброшенную усадьбу Корнеева и какие города Золотого Кольца послужили местом съёмок. Я насчитал три: Ростов Великий, Суздаль, Углич (эпизод в церкви). Кто располагает подробной информацией – поделитесь, пожалуйста. Единственное, в чём нет недостатка – это в интервью Доги, как он написал за ночь своё самое известное произведение, поэтому на его дивной музыке зацикливаться не будем. Отметим только, что персонаж Лаврова явно столкнулся с рок-музыкой в её пра-обличье и запил. Подплывающий на лодке к цыганскому хору пьяный лауреат Государственной, а в очень скором будущем и Ленинской премии – это круто! Выпивать и молиться «по-гималайски» – тоже очень интересная находка создателей фильма. Граф в свом имении завёл такой образ жизни, который современная молодёжь называет словом «оттопыриваться».
И последнее. Фильм, насколько я помню, был – во весь экран, и производил впечатление размахом (вспомните: Марков и Беляева кружились от стены до стены в «Современнике»!). Сейчас почему-то и по телевизору, и на DVD доступна только обрезанная картинка, с соотношением сторон четыре к трём, что странно: операторская работа местами кажется просто нелепой, поскольку некоторые сцены сняты только общими планами. Рекомендую смотреть фильм с максимальным приближением – лучше видна игра актёров.

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Рыцарь дня»
«Девять» не всегда больше «Восьми с половиной»

Rambler's Top100