Народный корреспондент

«31 июня»: упущенные возможности

23 мая 2010 года в 03:35
5104

СССР, 1978 год. Режиссёр Леонид Квинихидзе, композитор Александр Зацепин. В главных ролях Наталья Трубникова, Николай Ерёменко (младший), Владимир Зельдин, Владимир Этуш.

Этому фильму просто не повезло. Он задумывался как масштабная «новогодняя» постановка, призванная стать олицетворением добрых зимних праздников, застолий и благодушия, составить конкуренцию «Иронии судьбы». У режиссёра Леонида Квинихидзе уже имелся замечательный опыт «праздничного» кино – это «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки».
Новый фильм был впервые показан по ЦТ 31 декабря 1978 года. Увы, следующим летом снявшийся в роли второго плана солист Большого Александр Годунов попросил убежища в США, и фильм прочно положили на полку. Так один эгоистичный человек способен перечеркнуть труд десятков талантливых людей. Традиционным «новогодним» фильмом после творений Рязанова стали всё-таки «Чародеи».
Сейчас «31 июня» смотрится довольно странно и бедно. Диалоги унылы, декорации аляповаты и мрачны. Фильм страдает ровно той же болезнью, что и все остальные двухсерийные картины Квинихидзе – он излишне затянут. Это было вполне простительно для рыхлых семидесятых, однако сейчас, когда темп жизни убыстрился, а в телефильмы лошадиными дозами запихивают рекламу и анонсы, картина разваливается на эпизоды. И в некоторых из них актёров просто жалко – такую чушь им приходится изображать. Тускл даже Этуш, вожделеющий заветную брошь (а ведь это прообраз Сарумана из «Властелина колец»). Экзотика – все эти Мелисенты, магистры и придворные музыканты – ну никак не увлекает: режиссёру не удалось перехватить инициативу у Марка Захарова, вскоре триумфально развернувшегося на телевидении со своими Принцессами, Мюнхгаузенами, Королями, Бургомистрами и пр.
«31 июня»: упущенные возможности
«31 июня» создавался как мюзикл. Музыку писал один из лучших (если не лучший) отечественный кинокомпозитор Александр Зацепин, стихи для него слагали сразу трое поэтов: гениальный и насмешливый Леонид Дербенёв, детский классик Юрий Энтин и пробующая свои силы в лёгком жанре Римма Казакова. Музыкальное оформление делал находящийся в расцвете сил ансамбль «Аракс». У микрофона толпился целый отряд тогдашних звёзд первой величины: Жанна Рождественская, Як Йола (Яак Йоала), Лариса Долина, Сергей Беликов. Вместо божественно красивой Трубниковой пела дебютантка из Закарпатья Татьяна Анциферова – её песни и стали настоящими жемчужинами: «Мир без любимого» и «Всегда быть рядом не могут люди». Хороша ария «Любовь нас выбирает» в исполнении элегантного прибалта. Собственно, ради этих песен и стоит посмотреть фильм. «31 июня» – это памятник наивному советскому шоу-бизнесу.
К другим музыкальным номерам можно предъявить те же претензии, что и к фильму в целом: они выспренни, слабо мотивированны, лишены блеска. Дербенёв пробовал напустить сатиры, но шутки над королями ему на этот раз не задались. К тому же Зацепин написал довольно чопорную музыку – впрочем, какой же ей быть, если фильм об Англии?!
Неудачная попытка – это тоже результат. Получился сказочный фильм для романтичных подростков, первая отечественная картина в стиле «фэнтези». Леонид Квинихидзе не оставил намерений снимать «праздничное» и «народное» кино. Многое ему удалось – например, «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983 г.) и «Артистка из Грибова» (с Ириной Муравьёвой, 1987 год).

«Дориан Грей»: Раскольников нашего времени
«Европа – Азия»: пошлость в кубе

Rambler's Top100