История

Гагаринская «Волга» вернулась домой

25 февраля 2011 года в 13:02
3772

22 февраля, накануне Дня защитника Отечества, в Гагарине своё законное место в стеклянном гараже вновь заняла отреставрированная «Волга» первопроходца космоса, чёрный красавец «ГАЗ-21».
У этого уникального автомобиля богатая история. Почти сразу по возвращении из легендарного полёта Юрию Алексеевичу Гагарину была выделена автомашина «ГАЗ-69», за неимением водительского опыта – с персональным водителем из числа местных солдат-срочников, служивших в одной из авиационных частей. У такой знаменитости, как Гагарин, было очень много приглашений, встреч и поездок, поэтому космонавт вскоре решил сам сдать на права. Уже летом 1961 года он в экстренном порядке учит ПДД, после чего отправляется сдавать экзамен в ГАИ Щёлковского района Московской области. Его приём проходил в местной автошколе ДОСААФ. Гагарин всё сдал на «отлично», получил права, и вскоре после этого советское правительство во главе с Никитой Хрущёвым подарило ему новенькую «Волгу».

Гагаринская «Волга» вернулась домой
Автомобиль изготовлен в 1960 году, его раскраска была не совсем обычной – чёрный кузов с отливающими серебром хромированными деталями в сочетании с небесно-голубой отделкой салона. На этой машине космонавт отъездил почти семь лет.
При этом красавица «Волга» была далеко не единственным автомобилем, который ему подарили. В 1965 году Юрий Гагарин с деловым визитом посетил Францию, побывал на заводе фирмы Matra. Эта компания производила ракетно-космическую технику, попутно занимаясь выпуском спортивных автомобилей. Там Гагарину очень приглянулась Matra-Bonnet Jet VS – двухместное купе, которое отличали лёгкий и прочный стеклопластиковый кузов, мощнейший оппозитный двигатель, независимая подвеска и редкие для того времени дисковые тормоза. Вернувшись из Франции в столицу, космонавт обнаружил, что во дворе посольства Франции его ждал сюрприз – та самая Matra всё того же небесно-голубого цвета.
По столичным улицам спорткар проехал всего несколько раз – на фоне унифицированных «Волг», «Побед» и «Москвичей» Гагарин в таком роскошном авто чувствовал себя неуютно. После гибели космонавта машину до 90-х годов хранили в Звёздном городке, а затем продали в частную коллекцию.
Знаменитая гагаринская «Волга» – один из самых ценных экспонатов музея, гордость гагаринцев. Администрация Смоленской области выделила на восстановление экспоната 100 тысяч рублей. Его реставрацией и ремонтом занимались опытный автослесарь Юрий Истрашкин и Дмитрий Кузнецов, его помощник.
Гагаринская «Волга» вернулась домой
По словам Юрия Истрашкина, работа по реставрации «Волги» велась очень тщательно. Автомобиль полностью разобрали, буквально каждый сантиметр восстанавливался вручную – металл чеканили, полировали, лудили, все детали тщательно подгонялись. Машина местами была проржавевшей и частично «битой», что значительно осложняло работу. Необходимо заметить, что все запчасти, включая даже резину на колёсах и оленя на капоте, – родные.
На данный момент ценный экспонат полностью на ходу и выглядит как новенький. Теперь легендарный автомобиль всё с тем же «родным» регистрационным номером «78-78 мод» надолго занял почётное место в своём стеклянном доме, со стен которого была снята надпись «Экспонат на реставрации».
Гагаринская «Волга» вернулась домой

Юрий Гагарин и Владимир Высоцкий. Часть вторая
Кинопремьера: 53 минуты славы

Rambler's Top100