Юрий Гагарин и Владимир Высоцкий. Часть первая
Продолжение здесь: gt;gt;>В 2008 году вышла программная статья «Владимир Высоцкий и Юрий Гагарин» исследователя Марка Цыбульского, проживающего в США. В ней вопрос возможных взаимоотношений рассмотрен детально: два выдающихся человека были знакомы и встречались неоднократно. Причём есть как свидетельства, не вызывающие никаких сомнений, так и воспоминания, чья достоверность под большим вопросом. Доказанных встреч две или три, в остальных контактах автор сомневается. В Интернет-сообществе возникла дискуссия, и с выводами Марка согласились не все. Обо всём – по порядку. Самой проблемной и самой интригующей является первая встреча, датируемая 1962 годом, когда Гагарин был мировой знаменитостью, а Высоцкий – никому не известным актёром, недавним выпускником театрального вуза. (Нелишне напомнить, что Гагарин был старше Высоцкого на четыре года.)
Встреча первая, самая спорная
На сохранившейся фонограмме выступления в Доме офицеров города Черноголовка (Московская область) в октябре 1972 года Высоцкий рассказывает: «Я снимался в фильме, который назывался «Увольнение на берег». Когда на судно (крейсер «Михаил Кутузов») приехали Гагарин и Титов..., всех прогнали... А я в это время на съёмках, и жил я там вместе с ребятами в кубриках. Всех киношников выгнали, а меня забыли, потому что я был тоже в форме, одет, как все, ко мне уж привыкли на корабле. Так что я первый из очень многих гражданских людей видел в лицо и разговаривал с Титовым и с Гагариным».
Несмотря на подробности («Мы снимали этот фильм на крейсере «Кутузов», флагмане Черноморского флота. Я жил там целый месяц, спал в кубрике. Учился драить палубу, потому что мы снимали наказание, – мне нужно было драить палубу и ещё кое-что погрязнее»), Цыбульский актёру не поверил: согласно опубликованным свидетельствам, космонавты посетили крейсер 21 сентября 1961 года, а Высоцкий был тогда уже в Ленинграде, на съёмках фильма «713-й просит посадку». На этих съёмках Высоцкий познакомился с будущей женой Людмилой Абрамовой, и самый главный повод усомниться в истинности прозвучавшего рассказа – ручательства самой Абрамовой в том, что муж никогда не рассказывал о такой поразительной встрече.
Однако исследователи из Евпатории Валерий Мешков и Владимир Заскока пришли к выводу, что космонавты могли посетить Крым и раньше, 21 августа, неофициально, и тогда их пути вполне могли пересечься с Высоцким, и о визите тот мог долгое время не распространяться в силу конфиденциальности увиденного. Ведь если встреча с космонавтами была официальной, то о ней объявили бы всем заранее, мол, надо готовиться, и не было бы ничего «крамольного» в присутствии «киношников».
В. Высоцкий на крейсере «Михаил Кутузов», кадры из фильма «Увольнение на берег».
Другой ЦУП?
В начале августа 1961 года в космонавтике произошло историческое событие: 6-7 августа Герман Титов совершил второй в истории человечества орбитальный полёт в космос на корабле «Восток-2». За 25 часов 11 минут корабль совершил свыше 17 витков вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч км.
Крымские исследователи рассуждают так: «Космонавт №2 уже не имел той популярности, как Гагарин. Поэтому во второй половине августа Титов с Гагариным вполне могли на несколько дней слетать в Крым, избегая официальных мероприятий. Это могла быть предварительная ознакомительная поездка по Крыму».
Евпаторийцы называют и очень вескую причину такой поездки на юг. Я не бог весть какой знаток космической эры, и их информация прозвучала для меня как гром среди ясного неба: оказывается, Центр управления космическим полётами поначалу находился не в Подмосковье, как я был уверен, а… в Евпатории!
Цитирую: «Под Евпаторией с конца 1950-х годов располагались Центр дальней космической связи и ЦУП – Центр управления полётами. Здесь же на побережье Черного моря – многочисленные санатории, пансионаты, дома отдыха и пионерлагеря одной из самых известных тогда советских здравниц. Поэтому Евпатория стала местом постоянных командировок и поездок космонавтов, специалистов и учёных, а также местом отдыха и лечения членов их семей, родственников, друзей и знакомых и т.п.».
Краеведы ссылаются на книгу одного из партийных руководителей Евпатории – Валентина Васильевича Петунова «Евпатория – судьба моя. Воспоминания. Годы 1961 – 1980» (1998). Вот что там, в частности, написано: «И сегодня мало кто знает, особенно молодое поколение, что именно в Евпатории /. находилась не только станция слежения, но и Центр управления полётами. Запуски в космос производились с Байконура или Плесецка, а слежение, управление, руководство полётами осуществлялось у нас, в Евпатории. В то время, когда мы включали телевизор и диктор торжественно заявлял: «Внимание! Говорит Москва! Центр управления полётами передаёт...» всё, что мы тогда видели, передавалось не из Москвы, а из Евпатории, с нашей первой площадки. Это сейчас всё находится под Москвой, а тогда центр находился здесь, под Евпаторией. Я и сам об этом не догадывался, пока не побывал там в телевизионной студии». (глава «Евпатория и космос», стр. 271.) Космические объекты Крыма работали в закрытом режиме как воинские части.
В книге значится, что неофициальных приездов космонавтов и их руководителей было множество, а официальные мероприятия проводились очень и очень редко. Ведь люди приезжали сюда либо по работе, либо на отдых.
И ещё: «С Юрой Гагариным мы уже были знакомы, и он неоднократно приезжал в Евпаторию, но к массовым встречам с людьми мы его старались не привлекать. Почему? Буду говорить откровенно: опасались каких-либо нежелательных последствий. Поэтому в Евпатории он находился как бы в тени». (там же, стр. 278).
Мешков и Заскока сообщают подробности: «Маршрут был прост: с аэродрома Чкаловский под Москвой самолёт ИЛ-14 летел на военный аэродром города Саки, рядом с Евпаторией. Этот же аэродром в 1944 году принимал участников знаменитой Ялтинской конференции союзников. До Евпатории минут 30 езды на автомобиле, ещё от Евпатории до «площадки» минут 20-25. Там в селе Витино на берегу моря был «домик космонавтов», имелись пансионат и небольшая гостиница. Петунов вспоминает, что его представили Королёву в 1962 году, были и потом встречи и потом, в 1964 и 1965 годах. (Там же, с. 274). Королев тогда был засекреченный специалист, о нём в прессе сообщалось просто как о Главном Конструкторе.
/…/ Гагарин и Титов могли также побывать в Качинском авиаучилище под Севастополем, воспитавшем многих знаменитых лётчиков. От города Саки до Северной стороны Севастополя езды около часа. Вполне возможно было совершить путешествия и по морю, например на катере или сторожевом судне Черноморского флота. Аэродром в Саках находился тогда в ведении ЧФ, и командование флота было в курсе посещения Крыма космонавтами. Возможно, от них и исходило предложение посетить крейсер, и так как к этому посещению готовились заранее, удалили гражданских. Но может быть, крейсер использовался в космической программе, например, на случай посадки-приводнения космонавтов на море. Такая программа отрабатывалась на Черном море в рамках участия кораблей ВМФ СССР в освоении космоса. Под Евпаторией, в портах Донузлава Мирный и Новоозёрный, одно время даже дислоцировалась бригада поисково-спасательных кораблей.
Так что, судя по всему, неофициальное посещение крейсера космонавтами в августе 1961 года вполне могло быть реальным, и тогда рассказ Высоцкого соответствует действительности, сообщая новые, не обнародованные в советской прессе сведения. Если опять обратиться к Евпатории, то в городе многократно отдыхали и приезжали в командировки не только Гагарин и Титов, но и Николаев, Попович, Терешкова, Быковский, Береговой и т.д. В советской прессе эти события никак не освещались. Массовые мероприятия, то есть встречи с жителями города и гостями, посещение пионерских лагерей, происходили не в первый приезд того или иного космонавта, а после знакомства и установления дружеских отношений с руководством города и его представителями».
Неизвестный герой
Изучив мотивацию Гагарина, исследователи Валерий Мешков и Валерий Заскока пытаются реконструировать события с точки зрения Высоцкого: «На съёмки «Увольнения на берег» молодой артист, без сомнения, попал благодаря своему близкому другу Левону Кочаряну, ассистенту режиссёра. Добиться проведения съёмок фильма на боевом крейсере было непростым делом, обычно это решалось на уровне партийных органов, ведомств и Госкино. Что же касается пребывания в течение месяца на крейсере Высоцкого, скорее всего, произошло это не без помощи Кочаряна. По воспоминаниям друзей, он умел находить подход к самым разным руководителям и решать такие вопросы. /…/ Это во многом объясняет, что «киношников выгнали» а Высоцкого оставили или «забыли». Ведь он месяц жил на корабле, входил в образ, к нему привыкли, он стал «своим». И когда приехали «гости», то естественно Высоцкий вполне мог остаться на корабле, ничем не выделяясь на фоне других моряков. А «киношников» в этот день на крейсер не пустили, так как они не имели отношения к предстоящему мероприятию. Это ещё один аргумент в пользу того, что посещение крейсера космонавтами носило неофициальный характер.
При таких посещениях вся команда крейсера находилась на своих постах и занималась своими повседневными служебными делами, а гостей водили по крейсеру и знакомили с устройством судна, оборудованием и командой. В таком случае достоверным является рассказ Высоцкого, что он «видел в лицо и разговаривал с Титовым и с Гагариным». Если бы это была официальная встреча с торжественным построением на палубе, рапортами и речами, обедом с командующим ЧФ, то вряд ли простой матрос смог бы подойти к «почётным гостям».
Поскольку такое мероприятие было неофициальным, то и сведения о нем не могли попасть в прессу. Это также могло быть причиной того, что широкому кругу лиц из окружения Высоцкого они тоже не сообщались», - делают своё заключение авторы.
Фото с водяным знаком
«И все же, несмотря на то, что приведенный ряд косвенных доказательств явно указывает, что Высоцкий не придумал рассказ о своей встрече с космонавтами, и они действительно были в Крыму в августе 1961 года, хотелось найти документ, прямо об этом свидетельствующий. Казалось бы, в Евпатории, вдали от архивов и больших библиотек надежды на это нет. Но в наш компьютерный век на помощь приходит Интернет. Просмотр фото на сайте РИА Новости (РИАН), представленных к 75-летию Гагарина, выявил на одном из крымских снимков дату 17 августа 1961 года и подпись «Юрий Гагарин во время послеполётного отдыха в Крыму». Снимок поступил в РИАН 19 октября 2004 года. Так что теперь всё стало на свои места».
Читатели «СГ» могут составить своё собственное мнение об убедительности доводов южан. Те же приводят в качестве примера воспринимавшиеся долгое время как слухи разговоры о встрече Высоцкого с уже опальным Хрущёвым. Однако публикация мемуаров друга Высоцкого Давида Карапетяна, присутствовавшего на этой встрече, расставила все точки над «и». Возможно, подобная судьба ожидает и рассматриваемый эпизод.
Мы же расскажем о второй встрече Гагарина с Высоцким в одном из ближайших номеров нашей газеты. gt;gt;>