История

Шарман, "Шерман"!

26 апреля 2010 года в 12:50
1676

Известно, что на протяжении всей Великой Отечественной войны союзники по антигитлеровской коалиции помогали нашей стране в схватке с фашизмом. Это не отрицается. Но до сих пор идут споры, насколько эта помощь помогла нам выстоять в схватке с сильным противником.

Помощь эта (ленд-лиз, от англ. lend-lease – давать взаймы, сдавать в аренду) осуществлялась в виде поставок боевой техники, боеприпасов, продовольствия, стратегических материалов, сырья. Из Великобритании, которая находилась в морской блокаде, и из Канады она была очень незначительна. Основные поставки в Советский Союз шли из США. Подобную помощь США оказывали не только Советскому Союзу. Американские грузы шли в ту же Великобританию, Францию, Китай.
Велика ли была эта помощь для нас и каково было её значение в общем объёме обеспечения Красной Армии для ведения боевых действий?
В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу Советскому Союзу довольно мал – около 4% от военных затрат. Наверное, всё-таки эта цифра занижена. В действительности помощь союзников была очень существенной.
Судите сами. С лета 1941-го по сентябрь 1945-го (капитуляция Японии) в СССР было поставлено:
летательных аппаратов – 22150 шт.;
танков – 12700 шт.;
легковых джипов и вездеходов – 51503 шт.;
грузовых машин – 375883 шт.;
винтовок и автоматического оружия – около 140000 единиц;
товарных вагонов – 11155 шт.;
локомотивов – 1981 шт.
Это далеко не полный список. Кроме этого, было поставлено множество другого вида вооружений, станков и оборудования, двигателей и запчастей к автомобилям, танкам и самолётам, броневой стали, металлов и других стратегических материалов.
Велико ли было значение этих поставок? Ниже приведём мнение достаточно авторитетных людей, в информированности и компетентности которых мало кто будет сомневаться.
***
Известный военачальник маршал Г.К. Жуков в послевоенных беседах говорил: "Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии" (Н.А. Зенкович "Маршалы и генсеки", Смоленск, "Русич", 1998).
Высоко оценивал американскую помощь и А.И. Микоян, с 1942 года руководивший приёмом поставок по ленд-лизу: "…Когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу. Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа "Студебеккер", "Форд", легковые "Виллисы" и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах, и каких колёсах!.. Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали" (Г. Куманёв "Говорят сталинские наркомы", Смоленск, "Русич", 2005).
Но не надо думать, что американцы помогали нам бескорыстно, не имея своей выгоды. Часть поставок Советский Союз оплатил золотом. Частью рассчитался так называемым "обратным ленд-лизом" (например, в счёт аренды союзниками наших аэродромов и др. объектов), часть была оплачена нами на условиях кредита. Мы до сих пор до конца не расплатились за ленд-лизовские поставки.

***

Некоторые полемисты на тему ленд-лиза утверждают, что якобы союзники поставляли нам вооружение низкого качества либо устаревших образцов. Однако многие примеры говорят об обратном. По воспоминаниям военных лётчиков, из всех самолётов, поставленных по ленд-лизу, только английский "Харрикейн" имел большой недостаток. В то время как наши самолёты иногда прилетали из боевых вылетов с массой пробоин (но прилетали), "Хариккейны" горели как свечки от первых попаданий вражеских пуль и снарядов. Остальные "иностранцы" по боевым качествам не уступали немецкой технике, а то и превосходили её.
Хорошо в боевой обстановке показал себя танк "Шерман". Недотягивал он, конечно, до наших Т-34, КВ и ИС, но всё-таки имел пушку калибром 75 мм и приличное бронирование. Танк назван именем американского генерала, в своё время воевавшего с индейцами с Северной Америке.
Кто не знает по книгам и фильмам "Студебеккер"? Он использовался для перевозки личного состава, как грузовик, как тягач для пушек (мощный мотор и два ведущих моста) и как шасси для знаменитых "Катюш". Старые шофёры вспоминали: каждый поставляемый нам "Студебеккер" комплектовался меховой кожаной курткой. Даже если это и так, не уверен, что она доходила до водительского состава.
Путей поставок по ленд-лизу было три: северными конвоями, через Тихий океан и через южную границу с Ираном. Много самолётов, истребителей и бомбардировщиков перегонялось через Аляску и Сибирь.
В конечном итоге победа над фашизмом состоялась благодаря общим усилиям стран антигитлеровской коалиции. Мы победили! И это главное!

Пленённый, но непокорённый
Письма с того света

Rambler's Top100