История

Сталинский орган, русская "Катюша"

21 апреля 2010 года в 11:24
6127

Система залпового огня – легендарная "Катюша" – была создана ещё до Великой Отечественной войны, в конце 30-х годов. Вернее, вначале были созданы снаряды для неё. Группой учёных и инженеров из газодинамической лаборатории (Петропавловский, Лангемак, Петров, Клеймёнов и др.) были разработаны реактивные снаряды (РС) калибрами: 82 мм, 132 мм и позже – 310 мм, которые предполагалось запускать с самолётов и однозарядных наземных установок.

В основе конструкции лежал пороховой реактивный двигатель и осколочно-фугасная боевая часть. Точность стрельбы была невелика, но сильный эффект достигался за счёт плотности огня и внушительного фугасного заряда (22 кг). Залп 12 машин БМ-13 мог сравниться с залпом 12 тяжёлых гаубичных полков РВГК (по 48 орудий в полку). Дальность стрельбы (до 8,5 км) регулировалась наклоном направляющих наземных (автомобильных) установок. Количество направляющих на одном шасси – 16. Экипаж (расчёт) – 5-7 человек.
Перед самой войной была создана многозарядная пусковая установка на автомобильном шасси. Она монтировалась на шасси ЗИС-6, других автомобилей. Впоследствии, после начала поставок по ленд-лизу, установки монтировали на американских "Студебеккерах".
В 1942 году появились снаряды калибром 310 мм, которые вначале запускались с наземных установок. В апреле 1944 года под эти снаряды была создана автомобильная установка БМ-13-12. В первую очередь "Катюшами" вооружались гвардейские миномётные части, входившие в состав артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Поэтому "Катюши" иногда называли гвардейскими миномётами.
Почему "Катюша"?
Есть несколько версий. По названию популярной песни Блантера на слова нашего земляка Исаковского "Катюша". По другой версии – название связано с буквой "К" на корпусе установки (её выпускал воронеж¬ский завод Коминтерна), а на фронте распространены были прозвища боевой техники: гаубица М-30 – "Матушка", самолёты И-16 – "Ишачок", Пе-2 – "Пешка", пушка-гаубица МЛ-20 – "Емелька". Есть и другие версии.
За рубежом "Катюшу" звали "Сталинский орг`ан".
28 июня 1941 года экспериментальная батарея в составе семи установок под командованием капитана Ивана Флёрова убыла на фронт.
Первые залпы
На Западном фронте батарея реактивных установок была придана 20-й армии. 14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут "Катюши" выполнили свой первый залп. Был нанесён удар по железнодорожной станции Орша, где в это время скопилось множество вражеских эшелонов. В этот же день был нанесён удар по немецкой понтонной переправе через реку Оршица. Переправа была разрушена.
На следующий день батарея переместилась в район Рудни. А войска противника вышли в это время уже к Ярцеву. Магистраль Минск – Москва была захвачена врагом. По группировке войск противника в районе магистрали батарея Флёрова дала три залпа.
Немецкое командование чрезвычайно обеспокоилось появлением нового совет¬ского оружия. За "Катюшами" началась охота. Флёровцам приходилось оперативно менять места расположения сразу же после залпов. В процессе движения и на позициях приходилось тщательно маскироваться. Батарея постоянно меняла дислокацию: переместилась снова к Орше, потом – к станции Гусино. Она непосредственно участвовала в Смоленском оборонительном сражении.
Последний
бой батареи Флёрова
В начале августа 20-я армия, а вместе с ней батарея реактивной артиллерии, получила приказ отходить на рубеж Холм-Жирковский – Ярцево – Ельня. Ракетчики должны были переправляться через Днепр у села Соловьёво. Но там переправиться не удалось. Пришлось двигаться вдоль берега, к переправе у деревни Рожково. По понтонному мосту с большим трудом удалось переправиться на другой берег. Чтобы выдержали понтоны, снаряды сняли с машин, и солдаты несли их на руках. Большинство войск 20-й и 16-й армий, в том числе и батарея капитана Флёрова, вышло из кольца. В августе батарея перестала называться экспериментальной, она вошла в состав 42-го отдельного дивизиона реактивной артиллерии, прибывшего на Западный фронт. Реактивные миномёты уже стали поступать в войска.
Батарея погибла в октябре 1941 года. В это время началось новое наступление гитлеровцев на Москву. "Катюши" Флёрова снова оказалась в окружении. В одну из ночей артиллеристы, потерявшие связь с дивизионом, наткнулись на засаду. Противник, осветив колонну реактивных установок ракетами, открыл по ней ураганный огонь. Фашистские танки ринулись в атаку, чтобы захватить установки (фашисты уже знали, как они выглядят). Реактивные снаряды, выпущенные с близкого расстояния, прошли выше противника: не было возможности скорректировать огонь.
В боевых машинах имелись устройства для уничтожения установок. И батарейцы сами взорвали "Катюши". Многие, в том числе капитан Флёров, погибли. Это случилось 6 октября.
Жители близлежащей деревни Богатырь похоронили погибших. Раненым оказали посильную помощь. Позже раненых батарейцев обнаружили гитлеровцы и расстреляли вместе со спасшими их местными жителями. Из ста семидесяти флёровцев в живых остались сорок шесть. После подрыва установок им удалось укрыться в лесу. Через несколько дней они вышли к своим.
Капитан Флёров долгое время считался пропавшим без вести. Только спустя много лет, в 1995 году, в Угранском районе вязем¬ские поисковики обнаружили утерянное место захоронения и опознали останки капитана и его товарищей. Их прах с воин¬скими почестями был перезахоронен неподалёку от посёлка Знаменка Угранского района. Капитану И.А. Флёрову в 1995 году было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Сердце адмирала
Оправдание сорокапятки

Rambler's Top100