Святые Смоленска – свидетели истории
Сегодня мы побеседуем с исследователем житий смоленских святых Эдуардом Стороженко. Ему 33 года, он окончил Смоленскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию, сейчас получает высшее светское образование в Смоленском государственном университете и работает в областной универсальной библиотеке имени А.Т. Твардовского. Недавно вышла его книга, посвящённая святому мученику Меркурию Смоленскому. Она называется "Текст, структура, комментарии и лексика повести о святом мученике Меркурии Смоленском". В настоящее время он готовит серию "Жития смоленских святых", которая станет хорошим подарком к 1150-летию Смоленска.– Эдуард Анатольевич, расскажите, как вы заинтересовались исследованиями житий смоленских святых?
– Всё началось ещё в юности. Я тогда увлекался чтением житий святых святителя Дмитрия Ростовского. Это удивительные произведения большого труженика и великого подвижника. Читая эти глубокие по своему смыслу и сильные по эмоциональности повествования, я понимал, что они – плод огромного и очень интересного исследовательского труда. У меня появилось желание заняться изучением жизни святых, выяснить своеобразие опыта и мышления, особенности их характеров, а также историю их почитания. Позже я стал интересоваться именно смоленскими святыми и с удивлением для себя обнаружил, что святитель Дмитрий не описал жития очень многих из них, а в описанные им жития наших подвижников очень много любопытных деталей просто не вошло. Так я уяснил для себя, что работу святителя Дмитрия необходимо продолжать.
– Высказывается мнение, что при популяризации житий святых надо делать ставку на старинные дореволюционные исследования, а не тратиться на новые, современные. Что вы думаете по этому вопросу?
– При всей ценности старинных исследований они остаются всего лишь плодом науки того времени. Но наука, как известно, не стоит на месте. Появляются новые источники и новые методы изучения. Поэтому если мы хотим больше и лучше узнать наших святых, то должны делать ставку на новые исследования, а старые работы обязаны досконально изучать. В этом залог того, чужие мысли не будут повторяться как свои, не будет открываться заново велосипед.
– Эдуард Анатольевич, написание любого исследования всегда связано с тем, что автор что-то открывает. Что необычное обнаружили вы?
– В истории святого Меркурия этого необычного оказалось очень много. Самое поразительное – это то, что он был уроженцем Римской области, католиком, тамплиером, а стал вдруг православным святым. В истории церкви известны похожие редкие случаи святости. Например, преподобный Исаак Сирин был епископом несторианской церкви, но, несмотря на это, за его православные взгляды он причислен к лику святых православной церкви. Есть ряд мучеников, которые вообще не были христианами, но вследствие своих страданий за Христа стали членами церкви и даже святыми. О них говорят, что они крестились в своей собственной крови. Вот такой же подобный редкий случай связан и со святым Меркурием Смоленским.
– Книга о святом Меркурии издана, что вы сейчас исследуете?
– Есть один очень любопытный памятник средневековой литературы, связанный с именем другого смоленского святого – преподобного Авраамия. Это его "Слово о небесных силах и о том, зачем был создан человек". Это памятник со сложной судьбой. Очень долго считалось, что Авраамий не оставил ни одного письменного произведения. Однако это не так. Текст был обнаружен ещё до революции, но тогда его никто не успел серьёзно изучить, а в советское время о нём "забыли". Он в подавляющем большинстве рукописей очень плохо сохранился – много ошибок и пропусков. Сегодня мною был издан его перевод на русский язык. Но на этом работа по восстановлению полного текста не завершена. Осуществляется поиск рукописей, в которых он встречается. При этом я использую свой метод реконструкции графической структуры рукописных текстов. По итогам работы планирую издание "Слова" с историко-литературным комментарием к нему. А вообще мало-помалу ведётся работа над рядом других литературных произведений, связанных с именами смоленских святых. Я хочу издать эти тексты на языке оригинала, сопроводить их переводом и историко-литературными комментариями так же, как я сделал это в моей книге о святом мученике Меркурии Смоленском. Иными словами, неторопливо веду свои собственные исследовательские и издательские проекты. Тиражи уже осуществившихся изданий невелики: книга о святом Меркурии издана в количестве 50 экземпляров, а "Слово" преподобного Авраамия – в количестве 200. Это связано с финансовыми вопросами, но я надеюсь, что мои усилия будут встречены и поддержаны. Я готов сотрудничать со всеми людьми доброй воли.
– Значит, вы не только исследователь, но и популяризатор житий и произведений смоленских святых. Возможно ли расширение вашего проекта в связи с празднованием юбилея Смоленска?
– Безусловно, ведь Смоленская земля немыслима без своих великих подвижников веры. Знать, помнить и чтить их – наш сыновний долг. Смоленские святые занимают особое место не только в российской, но и в мировой истории. Яркость их личности, незаурядность таланта, возвышенность способны привлечь внимание и восхищать. А потому о наших святых не только можно, но и нужно рассказывать всем. Можно создавать теле- и аудиопрограммы, издавать и переиздавать посвящённые им исследования. В общем, сделать полномасштабный медиа¬проект, который был бы очень уместен в преддверии празднования юбилея нашего города.
Кроме этого, можно было бы разработать интересные экскурсионные маршруты по Смоленску и области. Участие в подобных экскурсиях-паломничествах поможет людям углубить опыт соприкосновения с нашими святыми, сделать его ярким и незабываемым.
– Вы сами не так давно ездили в Италию. Не могли бы рассказать о цели этого путешествия и о полученных впечатлениях?
– Я участвовал в паломничестве на родину преподобного Венедикта и к мощам святых апостолов Петра и Павла. Был в Норча и Риме. Особые ощущения испытывал ещё и от того, что святой Меркурий Смоленский, о котором я в то время заканчивал книгу, родился и провёл детство где-то здесь, в Римской области, которая в XIII веке входила в состав папского государства. Так что в некотором смысле это было ещё и паломничество в родные края нашего святого Меркурия. Вообще было бы интересно поработать в тамошних архивах. Может быть, удалось бы узнать что-то новое о святом Меркурии. Кстати, работая над "Словом" преподобного Авраамия, я обнаружил, что для его более глубокого изучения необходимо поработать в одной из римских библиотек. В ней хранится очень редкая старинная книга, способная пролить свет на одну проблемную цитату из этого "Слова". Когда Смоленск был под властью Польши, очень много любопытных сведений по его истории оседало в римских и польских архивах. Так что рано или поздно нашим историкам придётся изучать хранящиеся там материалы.
Особенно запомнилось то, как итальянцы относятся к своему культурному наследию. Даже за незначительные повреждения какого-либо исторического памятника там очень строго наказывают. А строительство новых зданий ведётся исключительно с учётом исторического облика городов и даже деревень! Итальянские законы помогают сохранять особое ощущение близости истории в этом государстве.