История

Смоленск, улица Губенко

5 ноября 2009 года в 10:10
4662

Есть на Покровке улица Губенко. Ничем особым не выделяющаяся, протянулась она от улицы Кутузова (там, где ресторан "Витязь"), параллельно ей, направлением на север, и выходит к Смоленскому автоагрегатному заводу. Пробегает мимо его корпусов и выводит вас за город, в сторону Печерска.

До конца 70-х годов она называлась Старо-Демидовским большаком. Сейчас это улица Губенко, о чём говорит памятная доска на одном из домов в самом начале улицы. Переименована она в 1978 году. Окончательно строениями и планировкой улица оформилась только в восьмидесятые годы. Конечно, многие смоляне, живущие на Покровке, знают эту улицу. А вот кто такой Губенко и какое отношение он имеет к Смоленску, знают далеко не все.
Герой Советского Союза Антон Алексеевич Губенко, выдающийся военный лётчик-истребитель, был из плеяды лётчиков предвоенных лет, имена которых знала вся страна. Герои авиационных рекордов, сверхдальних перелётов. Герои боёв в Испании и на Халхин-Голе. Чкалов, Громов, Коккинаки, Серов…
Антон Алексеевич родился 12 декабря 1908 года в деревне Чичерино (Ново-Апостоловка) Волновахского района Донецкой области. После окончания учёбы в профтехшколе в Мариуполе через райком комсомола поступил в авиационную школу, которую окончил в 1928 году. Потом – служба на Дальнем Востоке в истребительной авиации ВВС. С первых полётов в военной авиации показал себя незаурядным лётчиком, летал нестандартно, чем заслужил славу "воздушного хулигана". За лихачество отсидел однажды на гауптвахте двое суток. Но всё более возрастало его лётное мастерство, о нём писали газеты Дальневосточного военного округа. Губенко был даже отмечен в приказе командующего округом как лучший лётчик части. А осенью 1931 года (как лучший лётчик полка) демонстрировал своё мастерство на окружных соревнованиях.
Весной 1934 года старшего лейтенанта Губенко переводят к новому месту службы, под Москву. Там знаменитый лётчик Анатолий Серов рекомендует его Чкалову как кандидата для проведения войсковых испытаний новейшего (по тем временам) истребителя И-16.
Однажды на аэродром приехал конструктор самолёта Николай Николаевич Поликарпов. Посмотрел полёты И-шестнадцатых и остался доволен. Машина была рекомендована в серийное производство. По итогам всеармейских манёвров отряд Губенко был признан лучшим в Московском военном округе. Имя Губенко внесено в Книгу почёта ВВС. Он представлен к правительственной награде.
В мае 1936 года за успехи в лётной работе и войсковые испытания И-16 Антона Алексеевича наградили орденом Ленина. Поздравить коллегу пришли выдающиеся лётчики-испытатели того времени: Чкалов, Серов, Коккинаки, Лактионов, Стефановский, Бахчиванджи.
Грянули испанские события. Многие лётчики, как и другие военные специалисты, были командированы на помощь республиканской Испании. Губенко в числе первых подал рапорт, но его не пустили. Зато отпустили в Китай. Оказывать помощь китай¬скому народу в его борьбе против японских захватчиков.
Перед советскими авиаторами стояли сложные задачи: подготовка аэродромов к боевым действиям, обучение китайских лётчиков, но самое основное – отражение налётов японских бомбардировщиков. А японцы всё более наращивали свои силы. Массированные налёты бомбардировщиков они выполняли в сопровождении большого количества истребителей. В одном из боёв самолёт Губенко был подбит, и ему пришлось прыгать с парашютом.
29 апреля 1938 года, в день рождения своего императора, японцы организуют массированный налёт на аэродром Ханькоу, чтобы одним ударом покончить с советской авиацией в Китае. Не получилось. Налёт был отбит с существенными (21 самолёт) потерями для японцев. 31 мая налёт повторился. В этом бою Антон Губенко таранил японский самолёт. В процессе боя, израсходовав боеприпасы, советский лётчик принял решение: не дать отбомбиться японцу, своим винтом отрубив часть его крыла. Противник врезался в землю. Сам же Губенко с погнутым винтом успешно произвёл посадку. За свой подвиг был награждён Золотым орденом Китайской республики. Всего в Китае он сбил семь самолётов противника.
По итогам китайской командировки Антон Алексеевич был награждён орденом Красного Знамени, получил звание полковника и был назначен заместителем командующего авиацией Белорусского особого военного округа. Штаб округа размещался в Смоленске, куда в сентябре 1938 года и прибыл полковник Губенко.
22 февраля 1939 года, накануне Дня Красной Армии, Губенко вызвали в Москву, где в числе шестнадцати активных участников испанских и китайских событий Антону Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
А буквально через месяц, 31 марта, полковник Губенко выполнял тренировочный полёт с выполнением стрельбы по наземной цели. На третьем заходе при выходе из пикирования самолёт плашмя ударился о землю, перевернулся и загорелся. Лётчик Губенко погиб.
В 1971 году его могила была обнаружена на Польском кладбище в Смоленске, близ костёла. На памятнике была выбита надпись: "Герой Советского Союза полковник Антон Алексеевич Губенко. 1908 – 1939".
Областной комитет КПСС, учитывая выдающиеся заслуги А.А. Губенко перед Родиной, принял решение увековечить память героя. Прах Губенко был перенесён с Польского кладбища и захоронен 13 августа 1971 года в сквере Героев у крепостной стены.
Именем Антона Губенко была названа одна из улиц города-героя Смоленска, о которой мы сегодня рассказали.

Новый музей создавали по крупицам
Основоположник отечественного вертолётостроения

Rambler's Top100