История

Нахимов, Потёмкин и даже Балтин были надводниками

22 октября 2009 года в 09:41
Если заглянуть в календарь, то 20 октября отмечено забавным на первый взгляд словосочетанием "День моряка-надводника". Казалось бы, летом есть День Военно-морского флота, зачем ещё чествовать отдельно надводников?
20 октября 1696 года Петром Первым был издан лаконичный указ, положивший начало строительству регулярного российского флота: "Морским судам быть". Указ был утверждён боярской Думой. Как вы понимаете, суда в те времена могли быть только надводными, субмарины никому и не снились, поэтому эту дату можно смело считать днём рождения надводного флота России, и не только военного.

Духовенство и дворяне в то бурное время были сгруппированы в так называемые "кумпанства" – товарищества землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей. Духовные землевладельцы по воле царя должны были построить по одному кораблю от каждых восьми тысяч дворов, светские землевладельцы – от каждых десяти тысяч. Кроме того, был издан указ о постройке 14 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. На деньги, собранные с населения, корабли строило государство. Так наш флот с самого начала стал народным.
Первая флотилия – Азовская – создавалась для борьбы с турецкой эскадрой. Уже к 1700 году было построено 40 кораблей и 113 гребных судов. Правда, качество работ оставляло желать лучшего. Однако ко времени кончины Петра Первого, в 1725 году, русский регулярный боевой флот, одержав громкие победы, насчитывал уже 1104 корабля и малых судов и стал наиболее организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую морскую державу. (Следующий качественный скачок через полвека русский флот совершит под руководством нашего выдающегося земляка князя Г.А. Потёмкина-Таврического.)
Этими сведениями с нами любезно поделился председатель Смоленского регионального отделения "Движения поддержки флота" капитан второго ранга в отставке Борис Парфёнов (на снимке). Борис Иванович пригласил "Смоленскую газету" на праздничную программу в Молодёжный центр-музей имени адмирала Нахимова.
Смоленщина – уникальный край, который дал Родине великих моряков и создателей флота, хотя сам лишён моря. Около 50 смолян стали адмиралами. Вклад смолян в морские победы столь велик и значим, что в нашем городе чаяниями энтузиастов создан молодёжный центр-музей имени нашего выдающегося земляка адмирала Нахимова. Музей стал настоящим очагом патриотического воспитания, подтверждением чего является и нынешняя праздничная акция. Её замечательно провела заместитель директора Алла Макарова. Надо сказать, за семь лет существования музей посетило около ста тысяч человек.
В этот день сюда пришли ученики школы №39, которая расположена как раз на улице Нахимова – такая вот рифма. С ребятами встретились представители трёх ипостасей военно-морского флота: подводник, надводник и морской лётчик.
Ветеран морской авиации, майор в отставке Геннадий Лозынин рассказал о своём роде сил ВМФ. В задачи морской авиации входит обнаружение и уничтожение подводных лодок, минирование фарватеров, спасательные работы. У морской авиации героическая история: в годы Великой Отечественной она дала большое число Героев Советского Союза, потопивших множество кораблей противника. В августе 1941 года 1-й авиационный минно-торпедный полк бомбил Берлин с острова Эзель в Балтийском море.
Геннадий Михайлович – воин-интернационалист: в уже далёком 1971 году он был командирован в Египет обеспечивать безопасность Асуанской плотины во время арабо-израильского конфликта. Советские секретные самолёты Ту-16 – РЭБ ("радиоэлектронная борьба") регистрировали и подавляли наземные ракетные установки израильтян, защищали ГЭС от возможных авианалётов. Так военный лётчик вместо привычной Балтики оказался в сердце африканской пустыни!
Борис Иванович Парфёнов тоже вкратце рассказал свою биографию. Он, оказывается, долгое время служил в органах военной контрразведки, возглавлял на Балтике особый отдел бригады морской пехоты. "Смоленскую газету" заинтересовало, много ли удалось выявить шпионов. Нет, немного, но эта задача была не единственной: военная контрразведка также занималась обеспечением режима секретности и повышением боеготовности флота. В частности, следили за тем, чтобы командование не пускалось в приписки, подводя итоги стрельб. Было ещё такое направление деятельности, как борьба с антисоветской пропагандой.
Сын Бориса Ивановича тоже связал свою жизнь с флотом, на днях ему присвоено звание капитана первого ранга – династия, однако!
Капитан второго ранга в отставке Леонид Старовойтов обаял учеников своим остроумием, находчивостью и непосредственностью. А ведь заботы у него были совсем не шуточные – 20 лет он ходил на подводных лодках с ядерным оружием на борту, долгое время занимал должность заместителя командира. Важно отметить: за время службы Леонида Ивановича никаких ЧП на его лодках не случалось, а то кинематограф с телевидением живописуют подводную службу как сплошную череду катастроф и потрясений.
Мальчишки и девчонки задавали военморам вопросы: как и почему вы решили связать свою жизнь с морем? что нужно сделать, чтобы стать адмиралом? как вы учились в школе? какие награды у вас самые важные? что такое катеры-мониторы и сколько их было в войну?
Школьники посмотрели документальный фильм о Черноморском флоте, с приветствием к ним и морякам обратились представители "Молодой гвардии". Закончилась встреча фотографированием на память в залах замечательного музея. Геннадий Михайлович Лозынин с увлечением объяснял заинтересовавшимся подросткам особенности работы лётного оборудования – вот ради такого живого интереса к своей истории, старшему поколению, технике нужны эти встречи!
Дорогие смоляне, цените людей, сохранивших наши небо и моря мирными!
Трагедия Михаила Шеина, или Как в 1633 году не был взят Смоленск
Шестьсот лет на страже Отечества!

Другие новости по теме