История

По следам первобытных охотников

3 сентября 2012 года в 13:25
В Смоленске завершилась международная конференция, собравшая археологов и геоморфологов из 16 стран мира. Напомним, заседания, прошедшие в стенах СГУ, были посвящены проблеме сохранения мирового культурного наследия. Но учёные не ограничились теорией и решили лично познакомиться с достопримечательностями нашего края.

24 августа экспедиция отправилась в Велижский район на экскурсию по Сертейскому археологическому комплексу. Встречал гостей сам начальник Северо-Западной государственной археологической экспедиции Государственного Эрмитажа Андрей МАЗУРКЕВИЧ. Учёным рассказали об истории сертейских находок и показали уникальные экспонаты, которые специально для них расконсервировали перед отправкой в Санкт-Петербург. Вместе со специалистами к «делам давно минувших дней» приобщался и корреспондент «СГ».

Предусмотри-тельные строители эпохи неолита

Много лет назад древние озёра в районе деревень Рудня и Сертея Велижского района располагались цепочкой и разделялись узкими перешейками, которые размывались, когда поднимался уровень воды. По берегам этих небольших водоёмов и в центральных частях озёрных котловин расположены уникальные археологические памятники. Древнейший датируется десятым тысячелетием до н.э., позднейшие – Х веком н.э.

Уникальная культура строителей свайных поселений сложилась в конце IV тысячелетия до н.э. Предки смолян, как и жители Западной Европы, выбирали места, наиболее удобные для разносторонней хозяйственной деятельности.

Посёлки строили по берегам озёр на заболоченной почве, причём с одной стороны шумели густые широколиственные леса, а с другой, как правило, – сосновый бор. Это позволяло круглый год охотиться на лося, медведя, кабана, ловить рыбу и собирать съедобные и лекарственные травы, а также растения, из которых получали волокно и органические красители.

Надо сказать, строители каменного века не зря избрали для жилья именно свайные дома. Во-первых, это позволяло сохранить нетронутыми участки, пригодные для земледелия и скотоводства. Во-вторых, нужно было учесть, что жилища будут служить своим хозяевам в течение всего года, ведь вода то и дело отступала, оставляя за собой торфяники. Значит, надо было позаботиться о том, чтобы иметь доступ к чистой воде. А ещё дома на возвышенности позволяли не беспокоиться о сезонных разливах озёр и рек. Кроме того, открытое пространство на торфяных залежах хорошо продувалось ветрами, поэтому назойливые насекомые людей не беспокоили.

Как же выглядели свайные посёлки? Представьте себе постройки, состоящие из прямоугольных помостов, прикреплённых к сваям с помощью верёвок из корней черники, и поддерживаемые снизу «рогатыми» сваями. В основании помоста – толстые брёвна, ориентированные по линии запад – восток. На брёвна плотно уложены узкие жерди. Поверх, перпендикулярно жердям, положены сосновые плашки. И всё это покрывает слой мха, присыпанный белым песком. Спустя тысячелетия учёные нашли на этом песке остатки глиняных горшков, множество косточек рыб и животных, подвеску из медвежьего клыка, дубовую рукоять-топорище и осколок кленовой ложки. В жилище устраивался очаг на песчаной подсыпке. Пол тоже застилался мхом, который служил подстилкой и хорошо держал тепло. Кроме того, сохранились фрагменты округлых конструкций, где, возможно, дер¬жали свиней.

Жилые дома окружали мусорные кучи, которые образовались после того, как распались плетёные корзины для мусора. В одном из таких мусорных завалов учёным попались скорлупа водяных орехов и желудей, кости животных и рыб, фрагменты посуды, рыболовной сети. Все эти находки позволили сделать вывод о том, чем занимались люди, жившие в свайных домах. Судя по всему, это были охотники, собиратели и рыболовы, которые по максимуму использовали окружающую среду. В некоторых поселениях была найдена пыльца пшеницы, а значит, люди уже начали выращивать злаковые, но земледелие здесь почему-то не приживалось.

Археологи установили, что со временем озёрный край превратился в болотистую местность, богатую залежами торфа. А разрастающиеся торфяники поглощали остатки древних поселений, стоянок и культовых мест эпохи каменного века.

Череда открытий

Прошли тысячелетия, и на берегах Западной Двины появились первые исследователи свайных поселений. Подобные находки были обнаружены полвека назад в Псковской области, а на Смоленщине раскопки начались около 30 лет назад. Первые открытия на Сертее были сделаны Евгением ШМИДТОМ, который сообщил об этом профессору Микляеву, учителю Андрея Мазуркевича. Они решили начать масштабные исследования. Как уже было сказано, много вещей долгое время было скрыто в торфяниках, а в результате мелиоративных работ керамика, костяные наконечники и другие реликвии частично оказались на поверхности. Таким образом и были найдены памятники на Сертее-1 и Сертее-2. Остальные речные памятники нашёл уже Андрей Николаевич. Он решил проверить, реально ли найти что-нибудь на высоких речных бортах, в частности, на полях, где долгое время велась земледельческая активность в ХХ веке. Оказалось, земля здесь заполнена нетронутыми археологическими памятниками. Их удалось исследовать с помощью комплексных методов: учёные смогли установить, каким был местный ландшафт сотни лет назад, какие деревья здесь росли и какова природа водоёмов. Замечательно, что комплексные исследования позволили обнаружить различные следы хозяйственной деятельности, человеческих жилищ, предметов, связанных с костяной обработкой, в тех слоях почвы, где обычно ничего, кроме керамики и кремневых изделий, не сохраняется.

– Сейчас найдено уже около 60 свайных поселений, – рассказывает младший научный сотрудник отдела археологии Эрмитажа Екатерина ДОЛБУНОВА.#8194;– Место для раскопок выбирается исходя из особенностей ландшафтного распределения и окружающей среды. Мы сделали небольшие раскопы на протяжении десяти километров по берегам озёрных котловин и открыли множество древних памятников. Площадь их довольно велика. Предстоит ещё много работы, ведь намечено несколько памятников в пределах Сертеи: здесь много торфяников, которые надо исследовать. Не говоря уже о том, что можно искать по берегам речек и под водой».

Древние находки

Когда экспедиция из Смоленска прибыла в Сертейский комплекс, археологическая экспедиция Эрмитажа уже готовилась к отъезду в северную столицу. Раскопы свайных поселений закрыты до следующего года, а ценные экспонаты готовы для отправки в музей. Но участникам конференции посчастливилось своим глазами увидеть сертейские реликвии.

В коллекции археологов есть каменные изделия#8194;– скребок и фрагмент наконечника стрелы. Нашли также обломанный фрагмент каменного кольца, происхождение которого для археологов до сих пор загадка. Есть предположение, что это грузило для веретена. А ещё аналоги таких предметов были обнаружены при раскопках на Западе и там интерпретированы как ритуальные кольца.

Но самые интересные вещи сделаны из органических материалов. К примеру, в этом году учёные впервые нашли заготовленный для дальнейшего использования моток верёвки в форме восьмёрки. Такую хрупкую вещь невозможно найти на суше, она бы попросту не сохранилась. А так подобные сокровища тысячелетия лежат, запечатанные между слоями торфа, без доступа кислорода. И если сейчас оставить их на открытом воздухе, они очень быстро разрушатся. То же самое можно сказать и о фрагменте рыболовной сети, в которой сохранилось грузило из камня. Вообще в коллекции сертей¬ских исследователей множество грузил разной величины. Помимо каменных есть и глиняные, обмотанные берестой. А верёвки в сетях делали из корней сосны, черники или можжевельника.

Кроме того, обнаружено множество кусочков керамических сосудов, украшенных разнообразными орнаментами. Надо сказать, древние гончары мастерски делали посуду.

Ну а самой, пожалуй, необычной и загадочной находкой стал фрагмент выделанной деревянной доски. Вокруг него разгорелся настоящий научный диспут: одним казалось, что это фрагмент полоза от саней, другие видели в нём киль от лодки. Кто-то и вовсе заявил, что это кусочек лыжи. Но точно установить происхождение экспоната смогут лишь специалисты петербургского музея.

Археологи провели также генные исследования по немногим найденным костям эпохи неолита и определили ДНК людей, которым они принадлежали. Полученные данные сравнили с ДНК местных жителей по жёсткой выборке: учёных интересовали несколько поколений людей, живших в этих местах, так как во времена всевозможных войн, переселений и других событий состав населения менялся. Выяснилось, что здесь есть и скандинавские, и восточные корни. Любопытно, конечно, как в Велижском районе оказались викинги. Как раз этому и посвящены новые исследования археологов из Эрмитажа.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
По следам первобытных охотников
Начальник Северо-Западной государственной археологической экспедиции Государственного Эрмитажа Андрей МАЗУРКЕВИЧ:

– Будущее Сертейского археологического комплекса полностью зависит от местных властей и государственной политики в целом. Необходимо начать работу по присвоению этой территории как источнику культурного наследия определённого статуса. Это позволит в дальнейшем разработать проект привлекательного туристического объекта. Детальную разработку проекта должна взять в свои руки местная администрация. Перспективы у комплекса большие. Например, в западных странах на основе свайных поселений делают специализированные музеи: это может быть и археологический парк, и заповедник, и этнодеревня, где всё стилизовано под времена изучаемого периода, и учебный центр для студентов-историков. Хочу заметить, что экспедиция Эрмитажа всегда открыта для контактов и поможет в любом случае.

Есть в нашем Отечестве такая проблема: зачастую покупка земель происходит без учёта интересов государства. Так и сертейским памятникам может угрожать бесконтрольный землеотвод. То есть в любой момент эти земли могут стать частной территорией, если кто-либо задумает их выкупить, а случиться этого не должно. Человек вступит в собственность, и его даже никто не предупредит, что на приобретённой им земле есть памятник археологии. Таким образом, государство не защищает свою собственность, в составе которой порой находятся настоящие сокровища.

Главное – смоляне сами должны понять, что они хотят сделать на основе этого уникального места. Ведь учёные не могут никому навязать свою точку зрения. Вы лучше знаете свои ресурсы – как финансовые, так и человеческие, можете рассчитать, что и как должно быть организовано.
«Жители в ужасе искали убежища в церквах...»
Свой против своих

Другие новости по теме