Реставраторы спасли уникальную церковь во Фленово под Смоленском
Во Фленово в историко-архитектурном комплексе «Теремок» в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» проведены реставрационные работы церкви Сошествия Святого Духа.Заведующий историко-архитектурным комплексом «Теремок» В.В. Моисеев
- Уникальная церковь, построенная по проекту известного русского художника Сергея Малютина, с уникальной мозаикой «Спас Нерукотворный», созданной Николаем Рерихом, нуждалась по существу не просто в реставрации, а в спасении от полного разрушения, - рассказывает заведующий комплексом Владимир Моисеев. – Обследование храма перед проведением реставрационных работ показало, что стены, арки и фундамент находятся в более катастрофическом состоянии, чем изначально предполагалось. В кладке образовались трещины и полости, а это грозило всей конструкции разрушением. Пол паперти (зала в церкви), он же потолок для подвального, так называемого склепного этажа, где находилась усыпальница князя Вячеслава Николаевича Тенишева, истончал до 5 сантиметров, так что в любой момент пол мог провалиться под ногами посетителей.
В конце прошлого года во многом, как свидетельствует Владимир Моисеев, благодаря губернатору Алексею Островскому, который лично вел переговоры в Правительстве, на реставрацию церкви Сошествия Святого Духа было выделено 57 миллионов рублей.
- Задача перед реставраторами стояла не простая, - продолжает заведующий комплексом «Теремок». – Нужно было не просто сохранить храм, а сделать это осторожно и аккуратно. Значительная часть кирпичей в кладке стен, арок и сводов разрушилась, однако состояние строения было таково, что если производить их выемку, чтобы заменить новыми, появился бы риск разрушения храма. И здесь для приведения стен в порядок был использован, так называемый, метод докомпановки: выщерблены, на местах выпавших кирпичей, заполнялись специальной жидкостью, которой, когда она немного застывала, предавался вид кирпичной кладки по образцу сохранившейся.
- Снаружи внешний вид храма приведен чудесно в порядок, - отмечает Владимир Моисеев.
Для укрепления стен, сводов и арок, в образовавшиеся от времени полости и трещины закачивалась специальная текучая, но быстро застывающая жидкость. Было сделано порядка 2800 отверстий, куда эта жидкость закачивалась, причем в отдельные полости приходилось заливать до 90 литров такой жидкости. В результате стены стали монолитными и их прочность теперь не вызывает опасений.
Перед началом реставрационных работ произвели укрепление фундамента и вычистили цокольный этаж от накопившегося за столетие мусора.
Наряду с восстановлением внешнего вида стен были заново откованы точные копии утраченных решеток для трех окон. Кстати, теперь все окна застеклены. К сожалению, храм пострадал не только от времени и исторических российских неурядиц, но и от некоторых современных посетителей, который варварски проверяли камнями прочность стекол.
- Теперь стекла поставлены 12-миллиметровые, бронированные – камнем не разобьешь, - констатирует Владимир Моисеев.
Проект не предусматривал реставрацию или ремонт пола. Но учитывая его состояние, вне предусмотренной сметы сделали черновую выстилку пола из кирпичей.
На этом, как говорит заведующий историко-архитектурным комплексом «Теремок», завершен первый этап реставрации. Теперь здесь очень надеются, что на этом работы не закончатся, и будет проведен второй этап.
- Я пока не могу сказать, какие работы будут включены во второй этап, поскольку нет еще проекта, - рассказывает Владимир Моисеев. – Если будут выделены деньги, то, конечно, нужно оштукатурить стены, обеспечить энергоснабжение и отопление. Восстановление же исторических интерьеров храма требует ответственного подхода и сложной работы проектировщиков. А вот сделать теплые полы было бы гораздо лучше, чем развешивать батареи по стенам.
Что касается уникальной мозаики Николая Рериха над входом в церковь - «Спас Нерукотворный», то когда 5 лет назад составлялся проект реставрации, он не предусматривал восстановление мозаики. Однако сейчас принято решение ее реставрировать, и уже объявлен конкурс на проведение соответствующих работ.
Как рассказал Владимир Моисеев, в те годы, когда строился храм, смальту (разноцветное стекло) для мозаики Николая Рериха делали на санкт-петербургском заводе по технологиям Михаила Васильевича Ломоносова. В настоящее время эти технологии восстановлены в том же Санкт-Петербурге и со смальтой для мозаики проблем не будет.
Не должно возникнуть и проблем с фиксированием реставрационных работ. Изначально на реставрацию храма выделялось 57 миллионов рублей, но победитель конкурса обязался провести работы за 43 миллиона рублей. Часть сэкономленных на реставрации церкви средства предположительно может быть использована на восстановление «Спаса Нерукотворного». К середине сентября следующего года уникальное произведение искусства, возможно единственная из сохранившихся мозаик Николая Рериха, должна быть отреставрирована.
Фото: Алексей ГУСИНСКИЙ