История жизни 115-летнего смоленского трамвая
В день рождения городского трамвая смолянам рассказали его историю: местами печальную – о его жизни в военное время, местами обнадеживающую – ведь первые деревянные вагончики, как птица Феникс – горели и вновь возрождались на смоленской земле. Услышал эту историю и корреспондент «Смоленской газеты».Что помнят рельсы
Трамвайное движение в Смоленске началось 20 октября 1901 года. В первые годы действовали всего два маршрута: «Вокзал» – «Никольские ворота» и «Вокзал» – «Губернаторский пролом» (в районе улицы Дзержинского). Трамвайное депо в то время находилось в Заднепровье, а протяженность первых путей составляла порядка шести верст. Строительство, говоря современным языком, инфраструктуры для трамвая потребовало огромной для того времени работы – чего стоит только появление первой в городе электростанции.
До 1914 года водителями работали одни мужчины, но во время Первой мировой войны водить трамваи научились женщины и даже дети – все, кто не ушел воевать. Читая заметки того времени о работниках трамвайного депо, понимаешь: люди все были внимательные, добросовестные, в коллективе было принято наставничество. Наверное, еще с тех пор на предприятии много династий – из поколения в поколение люди семьями работают в Трамвайно-троллейбусном предприятии.
Передайте за билет
Изначально трамвай был бесплатным, и только в 1905 году городская Дума установила плату за проезд – в пять копеек; три копейки проезд стоил для студентов и учащихся, если они были в форме и имели знаки своего учебного заведения.
Первые вагоны трамваев были открытыми: кабина водителя не закрывалась и не отапливалась – условия работы были тяжелыми, ведь водителям приходилось регулярно выходить из трамвая, чтобы расчищать пути.
Во время гражданской войны народное хозяйство пришло в упадок, и только в 1922 году движение трамваев было восстановлено. Прерывалось трамвайное сообщение в Смоленске еще один раз – во время Великой Отечественной войны. Послевоенное восстановление трамвайного депо длилось с 1944 по 1947 год. Но даже в самые тяжелые годы на предприятии работали Дом культуры, читальный зал, библиотека и даже духовой и струнный оркестры, в компании которых работники частенько проводили свои вечера после работы.
В 1965 году смоленские трамваи оборудовали фантастическим новшеством того времени – кассовыми аппаратами, их появление позволило прекратить кондукторское обслуживание до 90-х годов прошлого века.
Наследие
В музее МУТТП сейчас представлено более 15000 экспонатов, большая часть из них – подлинники. Это и книги почета, и фото работников депо, их награды и личные вещи, форма, подарки от дружественных трамвайных парков и многое другое.
Сейчас в Трамвайно-троллейбусном предприятии работают более 800 человек. В обозримом будущем – к 10 ноября – завершатся работы на Пятницком путепроводе, и смоленские трамваи вновь поедут в Заднепровье и Ситники.
Любимый анекдот трамвайщиков
Автолюбитель едет по дороге, и смеется над водителем трамвая – «Вот ты едешь на трамвае, а я на BMW». Тот ему отвечает: «На BMW? А ты знаешь, что мой трамвай стоит 14 миллионов? И кто из нас после этого должен смеяться?».