Статьи

Жить так интересно!

20 мая 2015 года в 18:34
Юрий Александрович СЕЛЕЗНЁВ – управляющий Отделением Пенсионного фонда России по Смоленской области, государственный советник юстиции Российской Федерации 1-го класса, действительный государственный советник Смоленской области 1-го класса. Он имеет четыре высших образования, кандидат социологических наук, знает английский. Есть расхожее мнение, что чиновники высокого ранга не очень образованны. Это досужие рассуждения, Юрий Александрович их начисто опровергает.
Вчера, 19 мая, ему исполнилось 60 лет. Это уважаемый на Смоленщине человек, многое сделавший на тех постах, которые занимал. Он награждён 12 медалями, имеет множество благодарностей, почётных грамот. Можно, казалось бы, почивать на лаврах. Но он полон задумок. В Вязьме в прошлом году построено и открыто здание управления Отделения ПФ РФ по Смоленской области, теперь намечается строительство здания в Починке, а также пристройки к зданию в Смоленске, чтобы объединить все городские управления в одно.

«Бессмертный полк» – это и его родители
9 Мая, в день 70-летия Победы нашего народна в Великой Отечественной войне, они с женой Лидией, дочерью Ириной, внучкой Настей и зятем Игорем встали в ряды «Бессмертного полка», который прошёл по Смоленску. Юрий Александрович нёс портреты своих отца и матери, которые воевали, они одни из тех, кому мы обязаны жизнью.
Мама Клавдия Михайловна 15 июня 1941 года окончила Ельнинское медучилище, 22 июня её призвали на фронт. Всю войну прошла медсестрой, была старшим сержантом медицинской службы 79-го инженерно-аэродромного батальона. А после войны 40 лет проработала медсестрой в Теренинской больнице Ельнинского района, у неё только одна запись в трудовой книжке. Отец Александр Иванович в 17 лет сбежал на фронт – родители не пускали. А он таки попал на войну: сначала был сыном полка, потом разведчиком. Дошёл до Кёнигсберга, закончил войну старшим сержантом, заместителем командира взвода разведчиков. Награждён тремя медалями «За отвагу» – фронтовики могут оценить такое мужество, – а также орденом Отечественной войны I степени.
Он вернулся с войны в 21 год весь израненный – множественные осколки оставались в руках, ногах, очень страдал от болей. Но Александр Иванович был сильным человеком, после войны преподавал в Теренинской восьмилетней школе, заочно окончил учительские курсы, потом пединститут, 33 года был директором этой школы, строил её и здание интерната, который находился при школе. Мать и отец Юрия Александровича поженились в 1946-м. Она всегда была рядом с мужем, когда его в очередной раз увозили в больницу, чтобы вынуть осколок. Отец умер в 65 лет, мать пережила его почти на 18 лет.
– Я принимал участие в акции «Бессмертный полк» впервые, – говорит Юрий Александрович. – Беспрецедентная акция! Это ведь никто не организовывает людей, не толкает: «Идите!», они сами хотят отдать должное памяти своих родных и близких, которые сражались с фашизмом. Такое единение, такое чувство гордости за победителей я испытал, что словами пересказать трудно! Несёшь портреты отца и матери, вспоминаешь их – и слёзы на глазах. Они и есть тот советский народ, который победил фашизм. Брат звонил 9 Мая с Украины, он там живёт, я ему рассказал, как шёл с портретами матери и отца, он поблагодарил меня и очень сожалел, что на Украине сейчас такое невозможно.

Жить правильно
– Мне всегда хотелось быть достойным своих родителей, не подвести их, – говорит Юрий Александрович. – Я был третьим ребёнком в семье, самым младшим. Старшей была сестра, потом брат. Отец – директор школы, мать – медсестра. Деревенская интеллигенция. Жили мы там, где я родился, в деревне Теренино Ельнинского района. Отец приучал к труду. Он строил дом, мы с братом помогали. В 13 лет я уже умел хорошо косить, управлялся с плугом, пас коров, овец. И ещё нам с детства прививали уважение к старшим. Отец говорил: «Нужно жить правильно», это означало – честно, помогать людям.
В Теренино была восьмилетка, после её окончания Юрий с другом ездили учиться в Коробецкую среднюю школу за десять километров. Ездили на стареньком мотоцикле по бровке, зимой шины цепями обвязывали, чтобы не занесло. Любил парень спорт, по лыжам у него был первый разряд, занимался боксом. Думаю, что и сейчас, если надо будет за кого постоять, Юрий Александрович может нанести удар правой. Сильный он мужчина, это видно, можно его сравнить с деревенскими силачами. Окончил среднюю школу и девять месяцев работал преподавателем физкультуры в Теренинской восьмилетке. У него организаторские способности уже тогда проявлялись. За это короткое время построил спортивную площадку при школе. А ученики школы заняли первое место по лыжным гонкам в соревнованиях среди школ района. Тренировал он их – будь здоров!

В армии служил!
В 1973 году его призвали на срочную службу в армию, в отдельный батальон связи. После окончания учебки его оставили там преподавать. Зимой служба шла в Москве, а летом они выезжали в лагеря в подмосковное Селятино. Юрий закончил службу старшим сержантом, заместителем командира взвода.
Вернулся из армии, отдохнуть бы парню, но отец попросил:
– Надо бы с огородами пожилым женщинам помочь, вдовам.
И Юрий помогал и с огородами, и с заготовкой дров – конечно, бесплатно. В крови у детей Селезнёвых было заложено – помогать другим, кто слабее, старше.
– Мне хотелось быть учителем, по стопам отца пойти, – вспоминает Юрий Александрович. – И я поступил в Смоленский пединститут, на факультет истории, обществоведения и английского языка.
Общественной работой занимался – был заместителем председателя студенческого профкома института. Четыре года возглавлял стройотряд своего факультета.
– В Сычёвке строили коровники, в Смоленском районе вели капитальный ремонт Дрюцкого интерната, построили баню в деревне Сож, она до сих пор действует. В стройотряд всегда брали трудновоспитуемых подростков. И знаете, ребята менялись, не сбились с пути. Правильные были методы воспитания!
Распределение после окончания института он получил в школу-интернат № 2 города Смоленска, но проработал недолго – предложили ему учиться в Минске, в высшей школе КГБ. После этого он прослужил в органах 11 лет. После развала СССР подал рапорт и уволился, посчитал, что органы не сработали, не сумели предотвратить гибель великой державы. За страну ему было обидно, как и всем нам, долгие годы.

Главный судебный пристав
Юрий Александрович работал на многих должностях, достаточно значимых и высоких. Например, главным судебным приставом Смоленской области. К тому времени он уже имел и юридическое образование. И тут мне хочется вспомнить один случай, когда с его жизненным девизом «Работать много, честно, по закону и по совести» мне пришлось столкнуться лично. Жители одного дома в Смоленске несколько лет боролись с оздоровительным комплексом «Лагуна», он располагался в их пятиэтажном доме. Наша газета писала об этом: в цокольном этаже жилого дома находились сауна и бассейн. Жители на себе чувствовали все прелести этого соседства: сырые стены, грибок, а по вечерам, когда подъезжали богатые и занимающие неплохие должности посетители, крики и шум были такие, что не уснуть.
И никак не могли справиться с «Лагуной» – мощные силы стояли за ней. Жильцы выиграли суд, надо было закрывать комплекс, но судебные приставы тоже испытывали давление сверху. На кого хотели надавить? На Селезнёва? Он же на страже закона и справедливости стоял. Приехал сам закрывать «Лагуну». Надо было выкачать воду из бассейна, а те службы, которые должны были это сделать, стояли на соседней улице и выжидали, чем закончится война с законом. Тогда Селезнёв поехал на свою дачу, взял насос, и, хотя он был не очень мощным, за два дня приставы откачали воду из бассейна и забетонировали его. Правда, хозяева «Лагуны» потом судились с главным судебным приставом, но проиграли. Это я привела только один из эпизодов, когда судебными приставами была восстановлена справедливость, восторжествовал закон.
И здание, которое сейчас занимает служба судебных приставов, – это заслуга Селезнёва. Это он неоднократно ездил в Москву, доказывал, что в прежних условиях трудиться невозможно. И для управления приобрели большое здание, капитально отремонтировали – смоляне хорошо знают его.

Пенсию пересчитали
После этого Юрий Александрович два года проработал на должности руководителя аппарата администрации Смоленской области, а теперь уже пять лет возглавляет Отделение Пенсионного фонда РФ по Смоленской области. Это ответственная и важная должность, ведь на Смоленщине более 300 тысяч пенсионеров. В назначении и выплате пенсий нельзя совершать ошибок, всё должно быть чётко, прозрачно.
– Юрий Александрович, трудовые пенсии в России небольшие, согласны?
– Согласен.
– Я понимаю, не от вас зависит их размер, но всё же какими, вы считаете, они могли бы быть?
– 12 тысяч рублей примерно – средний размер пенсий в России на сегодняшний день. Но это в среднем, а пока неработающие пенсионеры в нашей области получают 7 119 рублей. Участники, инвалиды войны получают хорошие пенсии, я рад, что эти люди хорошо обеспечены государством.
– Вы ведёте приём пенсионеров. Бывает, человек жалуется, что пенсия у него ниже, чем могла бы быть, стаж потерян или ещё что-то. Удавалось таким помочь?
– Таких случаев немало. Расскажу об одном. Обратилась ко мне Линия Анатольевна Емельянова. Она в 1978–1983 годах жила и работала в Чеченской Республике, однако не могла это подтвердить – писала запросы, а ответа не было. Мы послали официальный запрос и не без труда добились ответа, понадобилось целых полгода. Но пенсия у женщины после этого была пересчитана и увеличена на 2 200 рублей.

Разгружал вагоны…
Он женился на втором курсе института на своей Лидии, вместе они уже почти 38 лет. Учились в одном классе Теренинской школы, родились в одном месяце, в одном году. Но у жены день рождения – 8 мая. Только что отпраздновали юбилей. Он подарил ей её портрет, заказал художнику по фотографии.
– Очень хороший портрет получился, – рассказывает Селезнёв. – Я хотел ей сюрприз сделать. А если бы пришлось позировать, то сюрприза не получилось бы. Она у меня 43 года работает фармацевтом.
– Как же вы жили, когда студентами женились?
– Снимали жильё, я подрабатывал: и вагоны разгружал, и дворником. Никакой работы не чурался, тем более что я ещё институт не окончил, когда дочь родилась. У нас две дочери – Ирина и Анна, они замужем, есть у меня внучка Настя, ей семь лет. Я горжусь своей женой, дочками, а внучка – это подарок судьбы.
– Юрий Александрович, говорят, что вы в 2011 году, то есть всего четыре года назад, увлекались двумя вещами – горнолыжным спортом и виноградарством.
– Это правда. В 2011 году поехал на горнолыжный курорт Силичи в Беларусь. Раз в год езжу, правда, в этом году не получилось. Я ведь в прошлом лыжник, так что горные лыжи освоил легко. Какой это адреналин! Жена моя на даче выращивает цветы – наверное, сотки две занято под цветами, надо видеть её цветочное поле. А я в 2011 году решил заняться виноградарством, съездил к знаменитому на Смоленщине виноградарю Чугуеву, загорелся, страсть как захотелось из лозы вырастить виноград самому. Купил 35 лоз. Через два года, в 2013-м, урожая хватило на 70 литров вина.
– Много!
– Мало, потому что друзей много. А как приятно делать своё вино и угощать им!
А сейчас Юрий Александрович организует встречу выпускников 1970 года Теренинской восьмилетней школы. Она состоится 30 мая, приедут его одноклассники из Москвы, Питера, Ельни, Смоленска в Теренино. С некоторыми он не виделся 45 лет, со времени окончания. А в июле этого года он хочет организовать встречу выпускников 1980 года своего факультета пединститута, теперь СмолГУ.
– Хочу общаться! Хочу знать о своих одноклассниках, однокурсниках – это же так интересно!

Фото: Ольга ЧУЛКОВА
Транспорт беспокоит? Спросите доктора!
Четыре Ивановича

Другие новости по теме