21 ноября свой профессиональный праздник отмечают работники налоговых органов. Их задача – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему налогов и сборов. Без решения этой непростой задачи трудно представить развитие новых проектов в экономике, науке, культуре, медицине, исполнение социальных обязательств государства перед гражданами.
Чем сегодня живёт коллектив региональной налоговой службы, насколько успешно справляется со стоящими перед ним задачами, мы попросили рассказать руководителя УФНС России по Смоленской области, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса Татьяну РЫБАЛКО.
– Татьяна Анатольевна, мы встречаемся с вами в период формирования бюджетов на следующий год, поэтому закономерен вопрос о полноте налоговых сборов. Каковы промежуточные результаты этого года?
– Приятно отметить, что по итогам трёх кварталов отмечается рост поступлений. В бюджетную систему Российской Федерации направлено 30,8 млрд рублей, что в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поступления в федеральный бюджет увеличились в 2 раза и составили 13,8 млрд рублей. В консолидированный бюджет Смоленской области мобилизовано почти 17 млрд рублей – с ростом на 3,9% (638 млн рублей).
В общем объёме поступлений 46% составляет налог на доходы физических лиц, 26,2% – налог на прибыль организаций, 18,4% – имущественные налоги.
На протяжении трёх кварталов обеспечен темп роста поступлений по всем основным доходным источникам консолидированного бюджета Российской Федерации: НДС – в 1,8 раза, по налогу на прибыль организаций – на 105,1%, по налогу на доходы физических лиц – на 102,8%. Но мы не расслабляемся, понимая, что конечный результат получим по итогам 12 месяцев. Эффективное взаимодействие с местными органами власти должно помочь исполнить годовые параметры бюджетов в полном объёме.
– Вы работаете в налоговой сфере два десятка лет. Изменился ли за эти годы налогоплательщик? Сложнее или проще стало собирать налоги?
– Налогоплательщик действительно изменился, но надо сказать, что процесс этот не был односторонним. Он коснулся и технического вооружения нашей службы, и технологии администрирования, и подхода к организации работы с гражданами и организациями, и степени прозрачности деятельности налоговых органов, в том числе в плане проведения проверочных мероприятий.
Уходя от чисто фискальной функции, мы изменили подход к организации контрольных мероприятий. Выездных налоговых проверок стало меньше. Каждой предшествует серьёзная аналитическая работа, подразумевающая тщательный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности, что повышает эффективность мероприятий. При этом сами налогоплательщики могут оценить возможность назначения выездной проверки, воспользовавшись «Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков», открыто размещёнными на нашем официальном сайте. Таким образом, выстраивается удобная для добросовестного налогоплательщика система, при которой снижается административное давление и повышается сервисная составляющая. С другой стороны, мы должны обеспечить неотвратимость наказания тем, кто сознательно нарушает закон. Этот процесс требует высокого профессионализма в наших рядах: постоянного самообразования, соответствия современным требованиям коммуникации, развития необходимых в работе личностных качеств.
Собирать налоги непросто, но, подчеркну, рост сознательности налогоплательщиков вкупе с эффективным налоговым администрированием всегда помогает добиваться положительных результатов.
– В последние годы мы видим, что служба стремительно стандартизирует многие процедуры, касающиеся обслуживания налогоплательщиков. Это должно минимизировать время, затраченное на получение услуг, повысить их качество, исключить человеческий фактор, снизить коррупционную составляющую…
– Я бы добавила – сократить количество личных визитов в инспекцию. Наша позиция такова: добросовестный гражданин или организация не должны испытывать проблем, связанных с исполнением конституционной обязанности по уплате налогов. Мы должны сделать этот процесс для него максимально удобным, доступным в любое время суток, независимо от праздничных и выходных дней, степени удалённости.
Кроме упомянутой стандартизации услуг, минимизации отношений с налоговой службой, на мой взгляд, должны способствовать информационная доступность, развитие электронных технологий, наличие обратной связи с инспектором, внедряемый институт налогового мониторинга.
– Что ещё из недавних введений вы считаете наиболее ценным для налогоплательщиков?
– Уходящий год запомнится нам оптимизацией в сфере регистрации юридических лиц, значительно упростившей процесс создания организаций в связи с отменой внесения уставного капитала перед регистрацией и необходимости уведомления налоговых органов и внебюджетных фондов об открытии банковского счёта. В результате уменьшились как стоимость открытия бизнеса, так и количество необходимых для этого процедур. Кроме того, введён в действие досудебный аудит, позволяющий сократить временные и материальные издержки и обжаловать действия в административном порядке.
Нельзя не отметить и то, что постоянно совершенствуется информационное поле. После реструктуризации нашего сайта, построенного по принципу кейс-технологии, налогоплательщики отмечают его удобство в использовании, облегчённый способ поиска информации по жизненным ситуациям, современное исполнение и своевременную актуализацию.
– Пожалуй, стоит отдельно сказать об электронных сервисах. Их количество на сайте ФНС России (www.nalog.ru) приближается к четырём десяткам. Чем они могут помочь налогоплательщикам и насколько востребованны?
– Если говорить о физических лицах, то электронные ресурсы позволяют им исполнять обязанности налогоплательщика, не заходя в инспекцию: получить ответы на интересующие вопросы, обратиться к сотрудникам службы, заполнить декларацию о доходах, отследить её статус, сверить информацию по объектам налогообложения, узнать о наличии задолженности или переплат, проконтролировать свои расчёты с бюджетом, распечатать платёжные квитанции по налогам.
Более того, можно оплатить налоги в режиме онлайн и… забыть о своих обязательствах перед бюджетом до следующего года. Это очень удобно, поэтому только за 10 месяцев 2014 года при помощи сервиса «Личный кабинет налогоплательщиков для физических лиц» было сформировано около 31 тысячи платёжных документов, проведено платежей более чем на 21 млн рублей. Всего же зафиксировано почти 48 тысяч посещений этого ресурса.
Эти цифры, безусловно, радуют нас, а мы стараемся радовать налогоплательщиков, поэтому недавно сервис в очередной раз обновился, добавлен новый полезный функционал.
Свой «Личный кабинет» появился и у юридических лиц. Он позволяет получать актуальную информацию о налоговой задолженности, о суммах начисленных и уплаченных налогов, о наличии переплат, невыясненных платежей. Можно контролировать состояние расчётов с бюджетом, составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение платежа, заявления о зачёте/возврате переплаты, получать справки о состоянии расчётов с бюджетом, об исполнении обязанности по уплате налогов, акты сверки. Кроме того, налогоплательщики-организации при помощи интерактивных сервисов службы могут получить разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами, проверить своих контрагентов, подать электронные документы для регистрации, уплатить госпошлину, представить налоговую и бухгалтерскую отчётность в электронном виде. Всё это должно способствовать улучшению бизнес-среды в регионе.
НАША СПРАВКА
Татьяна Анатольевна РЫБАЛКО родилась в городе Рославле Смоленской области.
В 1988 году окончила Московский энергетический институт по специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок»; в 1997 году – Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «Финансы и кредит».
Трудовую деятельность начала в 1988 году в качестве инженера-конструктора Особого конструкторского бюро «Меркурий».
В налоговых органах работает с 1994 года. Прошла путь от инспектора до руководителя региональной налоговой службы.
Награждена знаком отличия «Почётный работник ФНС России», нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», имеет благодарность руководителя ФНС России.