Мотивированные дети и молодежь покоряют «Смоленский Олимп»
Образование

Мотивированные дети и молодежь покоряют «Смоленский Олимп»

16 марта 2018 года в 16:29
261

Юные смоляне создают роботов, экзоскелеты и пытаются решить проблемы мирового океана и энергетики.

В целях реализации посланий Президента Федеральному собранию в Смоленской области по решению губернатора Алексея Островского была создана Ассоциация по выявлению, развитию и профессиональной ориентации мотивированных детей и молодёжи «Смоленский Олимп». Она является своеобразным аналогом общефедерального центра поддержки одаренных детей «Сириус», расположенного в Сочи.

Напомним, глава государства отметил, что в регионах на базе лучших вузов и школ нужно сформировать центры поддержки одаренных детей. Президент подчеркнул, что конечная цель работы в этом направлении – вести ребят от школы до высшей школы, а потом до трудоустройства. Конечно, желательно, в нашей стране.

– Мне бы очень хотелось, чтобы серия подобных учреждений возникала по всей стране. И в целом такая сеть уже в регионах Российской Федерации начинает создаваться, – сказал глава государства.

Равнение на Сириус

Ассоциация «Смоленский Олимп» использует в своей работе опыт общефедерального образовательного центра (между региональной ассоциацией и центром подписано соглашение о сотрудничестве). Однако, в отличие от «Сириуса», «Смоленский Олимп» направлен на выявление, в первую очередь, мотивированных ребят. Он призван всесторонне поддерживать мотивированных детей, стремящихся добиться успеха, помогать им проявить себя и развить свои способности.

Напомним, в рамках проекта создается образовательный центр, детский музей наук и технопарк, где школьники и студенты смогут заниматься с ведущими преподавателями области, а также приглашёнными лекторами и учёными. При этом все финансовые затраты по содержанию детей и оплате труда педагогов будут компенсированы за счет регионального бюджета и средств работодателей, которые также заинтересованы в реализации данного проекта, поскольку участие в нем позволит им «вырастить» и подготовить профессиональные кадры для своих предприятий и компаний.

Региональная Ассоциация по выявлению и развитию талантливых школьников уже выпустила первых стажеров.

«Смоленский Олимп» объединил школы для одаренных детей, учреждения среднего и высшего профессионального образования, крупнейшие промышленные предприятия. Базовыми образовательными площадками стали Лицей имени Кирилла и Мефодия и Физико-математический лицей при Московском инженерно-физическом институте, а также ведущие областные вузы и ссузы.

Как рассказала исполнительный директор Ассоциации по выявлению, развитию и профессиональной ориентации мотивированных детей и молодежи Смоленской области «Смоленский Олимп» Ольга Иванова, на сегодняшний день разработаны: авторская программы для сопровождения проектов на проектной смене Ассоциации, программы углубленного изучения курса общеобразовательной школы. Подписан договор о сотрудничестве с Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ. Ведутся переговоры о заключении договора с Московским государственным областным университетом.

Первая смена

Центр уже активно работает. Самым ярким и продолжительным событием стала первая проектная смена «Большие вызовы – Смоленск», по своему содержанию в полной мере отвечающая запросам государства в области воспитания и развития технологической элиты.

- Используя лучшие практики образовательного центра Сириус и учитывая возможности региона, а также принимая за основу общее образование, профессиональное образование, мы наполнили программу углубленным изучением предметов, как школьного курса, так и занятиями в лабораториях по созданию проектов, были и спортивные мероприятия,  встречи с учеными, интеллектуальные игры, современные, популярные публичные мероприятия в стиле ТЕД выступления, - отметила Ольга Иванова. - За две недели работы смены мы получили 20 проектов, большая часть из которых относится к инженерно-конструкторскому направлению.

Один из них демонстрировал вариант вечного двигателя, были представлены модели ветрогенератора, устройства, связанные с глубоководными датчиками, которые решают одну из проблем мирового океана, мы наблюдали макет солнечной системы, проект, который призван усовершенствовать фонтаны в нашем городе, большой интерес вызвал проект вспомогательный экзоскелет нижнего пояса, это инновационная разработка для профессий, где люди вынуждены стоять продолжительное время. Были также работы не только в области современной энергетики и космических технологий, но и когнитивные исследования, в частности ребята создали стол для песочной терапии, который используется в практике педагога-психолога. Самые юные участники сконструировали робота-камикадзе по сбору и утилизации космического мусора.

- Президент неоднократно подчеркивал необходимость развития альтернативных источников энергии. И у нас появилась программная платформа для локальных энергосистем. Ярким проектом стала уже внедренная автоматизация для сушильных камер, - пояснила Ольга Викторовна.

Новая смена «Смоленского Олимпа» должна состояться летом, в ней примут участие дети, проявившие себя в спорте и искусстве. Третья смена предварительно запланирована на осень этого года. Она будет технической (физика, информатика, математика).

- В перспективе работы Ассоциации - создание единого пространства (среды) для развития у молодого поколения интереса к науке и научно-техническому творчеству через систему подготовки и отбора высококвалифицированных кадров для региональных компаний (партнеров проекта), - пояснила Ольга Иванова.

Единая среда создается за счет ресурсного взаимодействия средних специальных образовательных учреждений, высших учебных заведений, работодателей (партнеров проекта). Для мотивированных обучающихся в СПО ведется отдельное сопровождение по индивидуальным или групповым траекториям по кейс-идеям предприятий-заказчиков.

- Мы благодарны Алексею Владимировичу Островскому, что не на словах, а на деле доказывает личную заинтересованность главы региона в развитии и поддержке мотивированных детей, администрации Смоленской области, всей команде, которая содействовала проведению смены, - отметила Ольга Иванова.

Недетские проекты

Стоит отметить, что обучение в центре «Сириус» уже прошли десятки смолян. Так, только в прошлом году здесь побывали более 20 смоленских школьников.

Напомним, одним из участников профильных математических смен, которые проходили в городе Сочи, в 2017 году стал ученик лицея имени Кирилла и Мефодия Владимир Кауркин. Обучающийся прошел конкурсный отбор, став победителем и призёром двух всероссийских отраслевых состязаний – олимпиады по физике имени Максвелла и олимпиады по математике имени Эйлера.

В его активе – первое место в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по информатике. Кроме того, лицеист победил в областных олимпиадах по двум предметам – математике (за курс 9 класса) и информатике (за курс 9-11 классов). Благодаря этим победам молодого человека пригласили участвовать в зимней компьютерной школе города Долгопрудный, организованной Московским физико-техническим институтом.

Ученик 10 класса Смоленского физико-математического лицея при МИФИ «Московский ядерный институт» Александр Бучинский принимает участие в отраслевых вузовских олимпиадах, ведет активную деятельность в Центре молодежного инновационного творчества «Явир». Вместе с куратором работает над различными проектами, которые можно реализовать в производстве или сделать из них хорошие образовательные макеты (в целях демонстрации каких-то явлений вживую).

- На мой взгляд, школьное оборудование не всегда способно полностью показать разные физические явления. Например, в школе, в которой я учусь, не проводятся лабораторные опыты, связанные с давлением и температурой газов, объемом и так далее. А в Центре мы разрабатываем проекты, которые могут наглядно продемонстрировать, как это все работает. Выбираем проект, думаем, что нам для этого нужно, разбиваем по плану работу, и на протяжении некоторого времени, в зависимости от того, насколько это глобальный проект, мы над ним работаем. Потом мы его представляем. Например, в «Смоленском Олимпе», - рассказывает Алекандр Бучинский. - Я представлял проект, который называется «Левитирующий двигатель». В устройстве практически отсутствует сила трения, и оно парит: крутится вокруг свой оси, находясь при этом в воздухе за счет магнитной индукции.

Также эти работы можно отправлять на конкурс «Школьник, умеющий строить инновационные конструкции», победа или призерство в котором дают путевку в «Сириус».

- Это очень актуально для меня сейчас, потому что в будущем хочется учиться в хорошем вузе, получать знания, и устроиться на интересную для меня работу. А в «Сириусе», как известно, преподают лучшие учителя России, и там очень высокая проектная деятельность, - говорит Александр. - В центре можно получить такие эксклюзивные знания, которых вообще нигде не дадут. Я уже отправил свое устройство, а теперь работаю над другим проектом - трансформатором. Суть в том, что мы преобразовываем механическую энергию в электрическую. Демонстрируем, что это возможно.

Несмотря на серьезную нагрузку на учебе и работу над проектами, школьник находит время на спорт и развлечения.

- Я распределяю свое время очень четко, у меня в приоритете выполненное домашнее задание на следующий день по основным урокам, потом я занимаюсь спортом (смешанными единоборствами) и нахожу время погулять с друзьями, - говорит Александр.

15-летний учёный

А ученица 9 класса СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» Виолетта Осипенкова уже дважды побывала в «Сириусе» - смолянка была участницей Проектной смены по направлению «Наука» образовательного центра «Сириус» в июле 2017 года и участницей январской образовательной программы в январе 2018 года.

- На смене я работала над проектом по созданию программной платформы, которая подбирает конфигурации энергосистем (данные о погоде, потреблению энергии какой-либо организацией и т.д.) и указывает, какое количество ветрогенераторов, солнечных панелей необходимо, чтобы обеспечить то или иное предприятие или, может, дом человека, электроэнергией, - говорит Виолетта.

Смолянка также стала участницей ​Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России», который проходил в Ярославле и побывала на Всероссийском открытом уроке «Россия, устремленная в будущее». Напомним, урок провел Президент РФ. ​ Школьница в ходе форума​ задала вопрос ​летчикам-космонавтам Сергею Рязанскому и Федору Юрчихину о проектах по освоению космического пространства.

Стоит отметить также, что Виолетта вошла в число лучших участников Всероссийского форума профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» направления «космические технологии». Она занимались решением задач ГК «Роскосмос», среди которых были разработка модели планетохода, инфраструктуры для лунного туризма, средств доставки для освоения ближнего космоса и другие.​ По результатам форума смолянка была награждена путевкой на профильную смену Госкорпорации «Роскосмос» «Земля – наш общий дом!» в МДЦ «Артек».

К слову, Виолетта Осипенкова стала одной из первых, кто принял участие в Проектной смене Ассоциации «Смоленский Олимп».

- Я также была на проектной смене «Большие вызовы» в образовательном центре «Сириус», попала на направление «Современная энергетика», плюс приняла участие во всероссийском заключительном этапе региональных школ «Лифт в будущее», а совсем недавно приехала с финала Олимпиады НТИ. Могу сказать, что проектная смена в Смоленске прошла на таком же высоком уровне, как и в «Сириусе», - отмечает Виолетта. - Мне понравилась не только работа над проектом, но еще и образовательная часть. С нами работали лучшие смоленские педагоги, а также приглашенные преподаватели из МИФИ. Они помогли с прикладной математикой и олимпиадами по физике и математике.

15-летняя смолянка отмечает, что сейчас в области энергетики существует большое количество задач, которые интересно решать. Активно развивается предложение о продаже электроэнергии не только с различными компаниями, но еще и между простыми потребителями.

- Например, если у меня стоит дома «ветряк», и он выработал больше энергии, то я смогу его продать. Сейчас это очень популярно. Мне понравилась эта идея, поэтому я решила узнать, какие еще бывают проблемы и найти возможности их решения. На практике я еще ничего не делала, т.к. в основном занимаюсь разработкой различных алгоритмов и программного обеспечения, другими словами, руками пока не работаю, а делаю различный софт, - поясняет Виолетта. – Продолжение работы над проектами - это, по сути, внеурочная деятельность и фактически мое хобби.

Кроме того, школьница увлекается эстрадными танцами.

Следующим шагом для ребят станет участие во Всероссийском конкурсе научно-технических проектов в «Сириусе» (г. Сочи).

Подробнее с деятельностью Ассоциации «Смоленский Олимп» можно узнать на офицальном сайте.

Лия Велесова

В Смоленске состоялась региональная Олимпиада по школьному краеведению
В Смоленской области стартует Неделя детской и юношеской книги

Rambler's Top100