BigData – «новое золото». Аналитика поможет улучшить инфраструктуру городов и сделать их «умными»
Новости

BigData – «новое золото». Аналитика поможет улучшить инфраструктуру городов и сделать их «умными»

2 ноября 2018 года в 15:00
37

В Туле в творческом индустриальном кластере «Октава» состоялась конференция «ИТ-стратегия 2019: курс на цифровую экономику и импортозамещение». На одной площадке собрались представители бизнеса и компаний-разработчиков, правительства Тульской области, чтобы обсудить актуальные вопросы развития цифровой экономики и отечественной ИТ-индустрии в современной экономической ситуации.

В рамках конференции руководитель службы внедрения и технологического развития продуктов Big Data Tele2 Александр Сафонов рассказал о роли BigData в развитии инфраструктуры городов, рыночных трендах и представил кейсы, которые Tele2 сделали для разных городов России.

Данные для будущего

Александр Сафонов отметил, что смартфон стал посредником между людьми и окружающим миром, и это наша новая реальность. Сейчас мобильные приложения берут на себя множество функций: они информируют, образовывают, развлекают, помогают привнести комфорт в нашу жизнь. И… помогают собирать информацию о нас, наших потребностях, интересах, привычках.

Это стало возможным благодаря Интернету, в том числе, мобильному. Это не эфемерное понятие, это отдельная отрасль, которая сейчас формируется вокруг потребителя.

Оператор связи получает немало данных с базовых станций: присутствие абонента в зоне действия базовой станции, модель телефона, данные биллинга: продолжительность разговоров, интернет-сессий, регистрационные данные (пол, возраст), информацию о поездках в другие регионы и за границу и другие. Петабайты накопленных данных и специальные системы их обработки позволяют строить аналитические и математические модели.

Помимо данных, которые получают внутри компании, есть еще внешние открытые источники информации. Это разные базы данных, кроме того, это карты, благодаря которым можно определить разные типы объектов: магазины, жилые дома, школы, ВУЗы, стадионы, парковки. Эти данные можно накладывать одни данные на другие и, таким образом, расширять поле для анализа.

По словам Александра Сафонова, каждый день собирается порядка 600 разных показателей по каждому пользователю. И благодаря этому можно анализировать поведение и потребности всех возрастных групп. Важно, что речь идет не о персональных данных абонентов, это большие массивы обезличенных данных.

- Мы знаем столько данных о наших пользователях, и мы подумали: почему бы не использовать эти данные, чтобы делать наш сервис и нашу сеть более эффективными? – говорит Александр Сафонов. - Например, при планировании открытия новых салонов мы используем, как внутренние данные (о перемещении абонентов, трафик существующих салонов), так и внешние открытые базы данных объектов, размещенных вокруг кандидатов. Определив востребованные для открытия салонов места, мы строим модель, которая позволяет предсказывать объемы продаж и обслуживания в салонах. Такой подход позволяет приоретизировать строительство там, где мы более всего нужны абонентам и, как следствие, получим максимальную отдачу. По аналогии планируется техническое развитие сети. Анализ данных позволяет спрогнозировать рост нагрузки на конкретную базовую станцию и поставить дополнительное оборудование до того, как растущая нагрузка скажется на качестве для абонентов. В выигрыше и наши клиенты, и мы.

Big Data для развития городской инфраструктуры

Александр Сафонов рассказал о кейсах по развитию городской инфраструктуры, привел примеры исследований, которые компания провела для Москвы и других регионов.

Так, например, можно проанализировать пассажиропотоки, чтобы на основе этих данных составить оптимальный маршрут движения городского транспорта или сделать вывод о том, в каких районах нужно в первую очередь строить остановки, парковки, развивать инфраструктуру. На основе анализа можно выявить самые загруженные участки дороги в определенный период времени, также можно понять, кто именно посещает определенную территорию: курорт или большое массовое событие: концерт, фестиваль.

- Среди наших партнеров много администраций разных городов, которым нужна помощь с планированием городской инфраструктуры, - отметил Александр Сафонов.

С помощью аналитики можно развивать туризм, спланировать парковки, маршруты общественного транспорта, уборку снега, необходимость строительства торгово-развлекательных центров, оценить, достаточно ли мест в школах, детских садах, оздоровительных и других учреждениях… Данные можно использовать для проектирования городской инфраструктуры, запуска новых маршрутов общественного транспорта, проектирования остановок, расширения или ремонта дорог, для привлечения туристов, для рекламы – границ фантазии попросту нет.

Отметим, что значительная часть проектов Big Data в Tele2 направлена на понимание потребностей абонентов и их сегментацию. В первую очередь, решения Big Data используются для улучшения качества связи. Они помогают выявлять ситуации, когда абоненты кратковременно испытывают технические проблемы – к примеру, рвется соединение на границах областей. В ответ на это сотрудники оператора настраивают работу базовых станций и эти несовершенства устраняются.

Второе направление Big Data – smart capex (с англ: умное инвестирование): аналитики Tele2 просчитывают эффективность строительства базовой станции в планируемом месте. Делается это на основании географической «подложки», учитывающей: близость остановок общественного транспорта или станций метро, этажность домов, развитость инфраструктуры, загруженность дорог и другое.

Аналитика больших данных также используется для настройки сети. Она позволяет определить «геоюниты» – наиболее популярные маршруты передвижения абонентов между базовыми станциями. Таким зонам уделяется особое внимание, ведь здесь необходимо обеспечить работу сети с учетом большой нагрузки.

Еще одна сфера использования аналитики больших данных – это развитие розничной сети и открытие новых салонов. Так, в Tele2 составили карту, включающую 86 тысяч населенных пунктов с населением больше 300 человек, и совместили ее со специальной картой на основе Big Data. Она учитывает техническое развитие сети, специфику устройств и различные характеристики аудитории. Эта новая карта на базе Big Data позволяет принимать точные решения об открытии новых салонов.

- Аналитика больших данных по территориям востребована у городских и районных администраций, мы видим рост интереса к этому направлению со стороны муниципальных органов власти. Предоставляя эти сведения, Tele2 вносит свой вклад в развитие городской инфраструктуры и объектов туризма, - рассказал Александр Сафонов. - Так, в прошлом году на основании Big Data мы готовили для Департамента информационных технологий Москвы ежемесячный отчет о динамике передвижения населения, который использовался при планировании технической и транспортной инфраструктуры. Накладывая маршруты перемещения групп абонентов на карту города, мы видим, как увеличивается нагрузка на транспортную инфраструктуру, автодороги, железные дороги и метро, какие именно группы составляют портрет жителя конкретных территорий. Это дает возможность властям реализовать концепцию «умного» города: планировать парковки, маршруты общественного транспорта, остановки, детские сады и другие объекты.

Также потребителями аналитики больших данных являются коммерческие организации, прежде всего, банки. Tele2 предоставляет 3 онлайн-сервиса с использованием Big Data: скоринг, верификация и мониторинг клиентских событий.

Скоринг позволяет оценивать благонадежность клиентов на основе имеющихся у оператора данных. Особенность продукта Tele2 в том, что он позволяет получить социальный профиль клиента без запроса кредитной истории. Это удобно и для заемщика, и для банка.

Верификация ускоряет проверку информации, указанной в анкетах клиентов банка, а также страхует банк от заведомо ложной информации.

Услуга мониторинга клиентских событий помогает противодействовать мошенничеству и сохранять надежность мобильного банкинга.

Технологическое развитие сети Tele2 с применением Big Data

Согласно данным аналитики Big Data, регионы, расположенные вокруг Московской области, являются популярными направлениями для деловых и летних поездок у жителей столицы. С июня по август их посетили более 3 млн москвичей. При этом, 26% путешествий приходится на Тульскую область. Второе место рейтинга – по 18%, разделили Владимирская и Рязанская области. Третье – по 14%, Калужская и Тверская.

Интересно, что Смоленская область, не попав в московский шорт-лист, возглавила рейтинг регионов по числу принятых заграничных гостей – 30% зарегистрированных в сети Tele2 туристов приезжали именно сюда. Второе и третье место (25% и 14%) у Калужской и Тверской областей.

Всего в сети Tele2 в регионах, окружающих Москву, были зарегистрированы абоненты из 121 страны. Чаще всего приезжали из Украины, Республики Беларусь и Китая, а в числе редких гостей можно отметить граждан Замбии, Гваделупы и Коста-Рики.

Опираясь на эти и другие исследования Big Data, оператор Tele2 разработал стратегию развития сети в граничащих со столичным регионом областях. Так, особое внимание компания уделяет тем локациям, куда чаще всего приезжают туристы, а также на совершенствовании сети в крупных населенных пунктах, где проживает большая часть клиентов.

Только вперед

Из планов на будущий год – продолжение проекта по совершенствованию покрытия сети и запуску скоростного интернета в удаленных населенных пунктах регионов, граничащих с Московской областью. Все они входят в макрорегион «Центр» Tele2: Тульская, Калужская, Рязанская, Смоленская, Владимирская, Тверская, Рязанская и Костромская области.

Кроме того, компания планирует начать оказывать услуги голосовой связи и скоростного интернета 3G/4G в Ярославской и Ивановской областях.

Стоит отметить, что в Смоленской области с октября прошлого года интернет четвертого поколения стал доступен еще в 13 райцентрах – Велиж, Глинка, Духовщина, Ельня, Кардымово, Красный, Монастырщина, Новодугино, Починок, Сычевка, Темкино, Угра и Шумячи. А, кроме того: в пгт Верхнеднепровский и в 11 селах и деревнях из 7 районов области. Сегодня покрытие этой сети охватывает территорию, где проживают 85% жителей региона.

3G-технология была запущена еще в 54 селах и поселках из 12 районов области. В зоне покрытия данной сети проживает уже 87% населения региона.

Объем потребляемого клиентами интернет-трафика за данный период вырос в 2 раза. Каждый пятый абонент на замену простому телефону купил себе современный смартфон. Сегодня у 62% пользователей сети Tele2 – технологичные гаджеты с поддержкой 3G/4G.

Пропавшие в Краснинском районе дети найдены живыми
Смоленский скульптор изготовил железного зубра

Rambler's Top100