Баланс губернатора Островского
Новости

Баланс губернатора Островского

3 июля 2018 года в 12:31
137

Создание эффективного механизма работы коалиционного правительства, а также внутриэлитный и межпартийный консенсус – значимый итог шестилетней работы Алексея Островского в качестве главы Смоленской области. Такой вывод содержится в аналитическом докладе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК).

В документе отмечается, что Островский – единственный российский губернатор, представляющий ЛДПР. А смоленское «коалиционное правительство» – уникальный феномен и специфический управленческий механизм.

В чём же, по мнению АПЭК, его уникальность и специфичность? В аналитическом докладе выделяются четыре принципиальных момента в работе главы региона, которые позволили выстроить чёткую и эффективно работающую систему межпартийного взаимодействия в решении вызовов и задач, стоящих перед Смоленской областью.

1. Механизм «коалиционного правительства» и ставка на обновление кадров

Сегодня в России всего три региона, возглавляемых представителями системной оппозиции: Алексей Островский, Сергей Левченко (Иркутская область, КПРФ) и сменивший Вадима Потомского врио Андрей Клычков (Орловская область, КПРФ). Первоочередной задачей для оппозиционного губернатора становится поиск баланса между интересами своей партии и работой в системе власти, – подчёркивается в докладе. – Основным инструментом, который помогает губернатору Смоленской области Алексею Островскому сохранять этот баланс, является «коалиционное правительство» и в целом кадровая политика губернатора.

Ещё до того, как Островский избавился от приставки врио, в 2012 году, он заявил о том, что членами его администрации станут представители различных политических сил. Многие ключевые фигуры, на компетентность которых Островский сделал ставку после своего избрания, сохраняют своё положение и сегодня.

Федеральные эксперты считают, что очевидное преимущество «коалиционного правительства» – представление сторонников различных политических сил в команде губернатора. В результате получается, что главный плюс «коалиционного правительства» – возможность консолидировать ведущие политические силы без политизации остро стоящих вопросов. В то же время «коалиционное правительство» подразумевает равное распределение ответственности между политическими силами за курс, который проводит губернатор.

Для нормального функционирования «коалиционного правительства» входящим в него политическим силам необходима гарантированная возможность оказывать влияние на процесс принятия политических решений. Такой гарантией часто выступает областной правительственный статус «коалиционного» оппозиционного деятеля и срок его пребывания на занимаемой должности, – отмечается в аналитическом докладе АПЭК. – Так, долгое время одним из вице-губернаторов остаётся Н. Кузнецов, назначенный А. Островским ещё в 2012 году. Кузнецов принимал участие в выборах губернатора-2015 как кандидат от КПРФ. После занятого им третьего места он снова был приглашён на должность заместителя губернатора. Еще одним вице-губернатором остаётся Л. Платонов, ранее возглавлявший Смоленское региональное отделение ЛДПР. Также в «коалиционное правительство» Островского входит ряд деятелей, связанных с «Единой Россией».

Ещё один принцип формирования команды Островского – ставка на молодые кадры. О. Лобода, А. Кожурина, В.Анохин и Р. Ровбель смогли продемонстрировать эффективные результаты на вверенных им направлениях. В ведении этих чиновников – важные департаменты Смоленской области: В. Анохин – департамент экономического развития, Р. Ровбель – департамент по сельскому хозяйству и продовольствию. Кроме того, предыдущий опыт В. Анохина (руководитель представительства администрации Смоленской области при правительстве), его деловые связи в Москве рассматриваются как один из способов взаимодействия с центром.

«Коалиционное правительство» – не застывшая структура, – отмечается в аналитическом докладе. – Очевидным критерием её устойчивости и эффективности является способность отвечать на новые внешние вызовы. Для мотивации руководящего состава администрации Смоленской области, а также начальников департаментов и их заместителей Алексеем Островским утверждён порядок ежегодного перезаключения контрактов с данными категориями госслужащих. В таком режиме в начале 2018 года были прекращены трудовые отношения с начальником департамента по здравоохранению В. Степченковым, начальником Главного управления ветеринарии И. Кугелевым и начальником службы по обеспечению деятельности мировых судей В. Калининым. Можно отметить очевидную тенденцию при ротации кадров – продвижение лиц, которые уже смогли продемонстрировать свою профессиональную компетентность в работе на других постах в регионе. Именно по такому сценарию самые молодые члены команды Островского пришли в областное правительство: кадровый лифт стал основным инструментом ротации.

2. Конфигурация игроков в «смоленской коалиции»

Смоленская область характеризуется значительным протестным потенциалом. По итогам выборов в Смоленскую областную Думу 2013 года мандаты распределились между партиями следующим образом: «Единая Россия» – 41,17%, КПРФ – 15,02%, ЛДПР – 13,49%, «Справедливая Россия» – 7,58%. При общей тенденции лидерства «Единой России» остальные партии имеют значительную поддержку в регионе без явного доминирования одной из оппозиционных сил.

Основу «смоленской коалиции» составляют «Единая Россия» и «ЛДПР». Это обусловлено необходимостью взаимной поддержки. Со стороны губернатора существует потребность в поддержке большинства и связи с федеральными игроками, со стороны «Единой России» – в укреплении позиций в регионе, – отмечается в докладе.

В нём подробно анализируется роль каждого из игроков в «смоленской коалиции». В частности, отмечается, что консенсус между «Единой Россией» и губернатором основывается на следовании главой региона курсу, который был обозначен президентом. По итогам работы администрации за 2017 год «Единая Россия» поддержала работу администрации. Специально отмечались выполнение всех социальных обязательств региона, работа по вхождению в федеральные программы, политика по привлечению инвестиций и снижение объёма государственного долга. Взаимодействие с «Единой Россией» происходит не только при решении политических вопросов. Алексей Островский активно поддерживает развитие поискового движения в области. Тесное взаимодействие сложилось и в рамках работы по реализации федерального проекта по формированию комфортной городской среды, инициированного партией «Единая Россия»: Островский является председателем Межведомственной комиссии, которая контролирует реализацию этого проекта. Активность во взаимодействии проявляет и сама «Единая Россия».

Алексей Островский как член партии ЛДПР стремится максимально увеличить взаимодействие между своей «материнской» партией и партией большинства. ЛДПР поддерживает политику, проводимую губернатором в области, и даёт положительную оценку работе администрации. Кроме того, партией приветствуется работа губернатора в направлении создания межпартийного взаимодействия.

Постоянным участником «смоленской коалиции» была и остается Коммунистическая партия. Инструменты влияния, которые предоставил Островский коммунистам, сглаживали противоречия и обеспечивали контакт с партией, – говорится в докладе.

3. Островский и федеральный центр: способы взаимодействия

Алексей Островский как оппозиционный губернатор нуждается в каналах, способствующих укреплению его позиций на федеральном уровне. Чаще всего основным способом их расширения и укрепления является взаимодействие с федеральным руководством партий, – отмечается в исследовании АПЭК.

Ключевой фигурой, играющей важную роль в выстраивании эффективной модели отношений с Москвой и «Единой Россией», на протяжении долгого времени остаётся С. Неверов, глава фракции «Единой России» в Государственной думе и депутат от Смоленского одномандатного округа №175. Неверов хорошо знаком с повесткой Смоленской области. Его деятельность служит дополнительным каналом для взаимодействия с администрацией Смоленска и мэром города Владимиром Соваренко. С апреля Неверов координирует работу депутатских объединений «Единой России» в органах законодательной власти и местного самоуправления. Под особым контролем С. Неверова в Смоленской области находилось проведение праймериз «Единой России». На Смоленщине праймериз – особо важная предвыборная процедура для партии: губернатор выстраивает коалиционные механизмы, но остаётся деятелем оппозиции.

Выстраивание отношений с федеральным центром происходит за счёт посещения региона политиками федерального уровня. В этом случае Алексей Островский выступает не только в качестве проверяемого губернатора, а как лоббист интересов региона. Так, можно отметить встречу А. Островского и председателя верхней палаты парламента В. Матвиенко, произошедшую в апреле. Матвиенко посетила областную детскую больницу после того, как в марте смоленское здравоохранение было подвергнуто критике замглавы Минздрава РФ Т. Яковлевой. В результате визита глава Совета Федерации отметила улучшения в регионе, в частности в сфере здравоохранения. Матвиенко поддержала инициативу губернатора о строительстве нового корпуса детской больницы.

Кроме этого, поддержку спикера Совета Федерации нашла другая более масштабная инициатива губернатора, направленная на решение проблемы, актуальной для регионов всей Центральной России. А. Островский предложил разработать федеральную программу закрепления кадров для ЦФО.

Важным элементом работы А. Островского является поддержание связи с федеральным руководством ЛДПР. В. Жириновский неоднократно отмечал, что удовлетворён работой губернатора. Основной характеристикой положения региона для центра остаётся улучшение ряда социально-экономических показателей и отсутствие серьёзных негативных сигналов из субъекта.

4. Госдолг, «Квадра» и вызовы для межпартийного консенсуса

Социально-экономическая ситуация в регионе становится основным вызовом для межпартийного консенсуса в Смоленской области, – отмечается в аналитическом докладе АПЭК. – Согласно годовому отчёту об исполнении областного бюджета за 2017 год, общая сумма доходов по сравнению с 2016 годом увеличилась на 1439,7 тыс. рублей. Впервые бюджет исполнен с профицитом. Отмечается явная социальная направленность бюджета. В структуре расходов особенно выделялись направления «образование» и «здравоохранение». Сокращение объёма государственного долга Смоленской области в 2017 году составило 3,5 миллиарда рублей.

Смоленская область – один из тех субъектов, у которых доля бюджетных кредитов превышает долю коммерческих. Стремление сократить коммерческие кредиты было чёткой установкой губернатора, так как процент по выплате бюджетных кредитов существенно ниже. Смоленская область входит в число лидеров по динамике сокращения госдолга (13%). Наращивание социальных расходов, повышенное внимание к сферам образования и здравоохранения обеспечили рекордно высокую поддержку В. Путина на мартовских выборах, деятельность которого всегда рассматривается через призму работы региональных властей. Постепенное оживление экономики региона стало отражаться и на социальной ситуации, – подчёркивается в докладе АПЭК.

Подробно рассматривается в документе и проблема, которая оказывает влияние на взаимоотношения между партиями, – ситуация с ПАО «Квадра». Формат дальнейшего теплоснабжения областного центра стал точкой разногласий между региональной властью и администрацией города Смоленска. Отказ мэра регионального центра В. Соваренко от выполнения обязательств по трёхстороннему соглашению, которое было достигнуто в 2016 году между «Квадрой», администрациями области и Смоленска, по мнению губернатора привёдет к тем проблемам с отоплением в Смоленске, от которых удалось избавиться несколько лет назад, – такой вывод делают федеральные эксперты, подробно проанализировав ситуацию.

И ещё один вывод экспертного доклада АПЭК: с точки зрения финансового результата сохранение МУПов, на котором настаивает администрация Смоленска, малоэффективно, в политическом же смысле МУПы являются главной политической опорой местной власти: руководители зачастую лояльны городской администрации. Попытка сохранить МУПы – это скорее заявка Соваренко на сохранение контроля над местной элитой.

Подробно проанализировав ситуацию в регионе, Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) делает вывод о том, что сегодня «коалиционное правительство» – достаточно эффективная политическая и управленческая модель, являющаяся ценностью не только для региона, но и для российской политической системы в целом. К тому же она уникальна. Роль губернатора Смоленской области А. Островского в её создании довольно велика.

***

В дополнение к аналитическому докладу АПЭК отметим, что, помимо «коалиционного правительства» региона, по инициативе Алексея Островского принцип межпартийного консенсуса для создания эффективного механизма работы был внедрён и в практику деятельности Смоленской областной Думы. Положительный опыт коалиционного взаимодействия по инициативе главы региона там, где это эффективно, был привнесён и на уровень муниципалитетов.

Напомним также, что Агентство политических и экономических коммуникаций работает с 2004 года и имеет большой опыт в сфере политической аналитики и стратегического планирования. Руководители и сотрудники Агентства принимали участие в реализации проектов Администрации Президента РФ, ряда федеральных министерств и ведомств, крупнейших государственных компаний.

Совершенно очевидно, что появление столь подробного аналитического доклада АПЭК свидетельствует о серьёзном внимании федерального центра к работе главы нашего региона Алексея Островского по выстраиванию чёткой и эффективно работающей системы межпартийного взаимодействия в решении вызовов и задач, стоящих перед Смоленской областью. И в целом – о положительной оценке на федеральном уровне этого опыта губернатора Островского не только для нашего региона, но и для российской политической системы в целом.

Фото: Юлия Шорохова

Игорь Красновский

Смоленские врачи – среди лучших в России
Франц Клинцевич поздравляет сотрудников Государственной автомобильной инспекции с профессиональным праздником

Rambler's Top100