Губернатор Алексей Островский рассказал об острых вопросах в сфере школьного образования
Новости

Губернатор Алексей Островский рассказал об острых вопросах в сфере школьного образования

2 апреля 2018 года в 16:28
141

Губернатор Алексей Островский принял участие в записи очередной программы «Лицом к области» – информационно-аналитической передачи, выходящей в эфир на телеканале «ГТРК-Смоленск».

В частности, отвечая на вопрос журналиста Сергея Ларионова о планах государства по привлечению молодежи на промышленные предприятия, Алексей Островский отметил: «Государство очень серьезно занимается профессиональным образованием, большое внимание этому направлению уделяет лично Президент Владимир Владимирович Путин. С удовлетворением констатирую, что в нашем регионе эта работа ведется успешно, и опыт Смоленской области приводится в качестве примера для остальных субъектов Федерации. В частности, в ходе одного из заседаний Правительства России я, по предложению Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева, выступил с докладом о деятельности, проводимой Администрацией области в части профессионального образования.

Эта работа в регионе строится, в первую очередь, на базе трех образовательных учреждений – Смоленского строительного колледжа, Техникума отраслевых технологий и Смоленской академии профессионального образования. В них созданы региональные инновационные площадки для подготовки кадров по наиболее востребованным в нашей области профессиям – у нас сформирован «Топ-регион», в который включены 31 профессия из федерального перечня Топ-50 и 22 профессии, которые востребованы именно на Смоленщине.

Встречаясь со школьниками, их родителями, я всегда стараюсь донести до них информацию, что очень правильно выбрать ту профессию, которая будет востребована там, где ты родился и живешь, чтобы в будущем не приходилось переучиваться или идти работать вообще по другой специальности, впустую потратив несколько лет на получение образования. В области созданы различные центры, где детям и молодежи помогают с выбором профессии, и мы отталкиваемся от того, что у учащихся должна быть возможность пройти производственную практику по выбранной ими специальности.

Государство, безусловно, не создает каких-либо препятствий для получения высшего образования, условий, в которых большее число людей пойдет в сферу профессионального образования. При этом, очевидно, что в нашей стране и, в частности, Смоленской области, не хватает специалистов в самых разных отраслях. И задача власти – регулировать эти процессы таким образом, чтобы во всех сферах экономики нашего региона было достаточно высококвалифицированных специалистов».

Далее в беседе губернатора и журналиста Сергея Ларионова были затронуты некоторые вопросы, касающиеся школьного образования на Смоленщине.

– Алексей Владимирович, весна – это достаточно напряженное, волнительное время не только для родителей выпускников, но и для родителей будущих первоклассников. В школах формируются первые классы, а как мы знаем, несколько лет назад на федеральном уровне был принят соответствующий закон, который обязывает школы работать, скажем так, по территориальному принципу. То есть, в первую очередь местами в первом классе обеспечиваются те, кто живет по соседству с образовательным учреждением. Закон хороший, но, тем не менее, его действие вызывает ряд вопросов, среди которых, в частности, возникновение практически ажиотажного спроса на посещение первого класса в той или иной школе. И много вопросов задают родители: почему, например, дом стоит рядом со школой, а приходится идти в соседний квартал, или почему в прошлом году дом относился к этой школе, а в нынешнем – в другой. Как бы Вы ответили на эти вопросы?

– Уважаемый Сергей Владимирович, я хочу, чтобы и Вы, и все родители маленьких смолян знали самое важное: в первый класс школы должен быть принят каждый ребенок. При этом, в первый класс зачисляются дети, достигшие возраста 6,5 лет, но не старше восьми. То есть, на протяжении этих полутора лет родители имеют право подать заявление на прием ребенка в первый класс, и школа обязана его принять без дополнительных тестирований и конкурсов, и это тоже требование законодательства.

Но, безусловно, в первую очередь, та или иная школа обязана принимать детей, зарегистрированных в микрорайоне, где находится образовательное учреждение. И если после зачисления всех детей, проживающих в соседних домах, в первых классах остаются вакантные места, школа имеет право принимать детей из других микрорайонов, улицы которых не привязаны к школе. Отказать в принятии в первый класс ребенка, даже проживающего по адресу, прикрепленному к школе, образовательная организация может только в том случае, если в ней нет ни одного свободного места.

Тогда родителям, к сожалению, придется искать иную школу, расположенную максимально близко к месту жительства ребенка, и такая школа, подчеркну, обязана принять ребенка, если в ней есть свободные места. И в данном случае, хочу обратить внимание всех родителей будущих первоклассников, заявление о зачислении в первый класс нужно подать в срок до 1 июля.

Конечно, Сергей Владимирович, каждый взрослый – и родители, и бабушки, и дедушки – очень волнуются, когда их ребенок становится первоклассником. И я как человек, уже дважды проходивший через эти волнения, хорошо понимаю смолян.

– Не так давно часть школ, которые назывались гимназиями и лицеями и говорили о том, что у них есть особое право отбирать себе учеников. И, в первую очередь, говорили о том, что они отбирают детей одаренных. Вы сказали, что тестирование, другие виды конкурсного отбора отменили. Как же теперь быть с одаренными детьми, как не потерять их в массе детей, прикрепленных к школам по территориальному принципу?

– По моему поручению в области создана Ассоциация «Смоленский Олимп» – аналог Центра «Сириус», который начал работу по поручению Президента Владимира Владимировича Путина. Отличие у этих организаций только одно. Федеральный центр «Сириус» занимается работой с одаренными детьми, в то время как задача Ассоциации «Смоленский Олимп» гораздо шире – она призвана выявить мотивированных детей, которых, к слову, гораздо больше, чем одаренных. Между «Сириусом» и «Смоленским Олимпом» заключено соглашение, однако, еще до его подписания десятки детей из нашей области посещали центр в Сочи. Так, только в 2017 году 20 юных смолян получили возможность побывать на этой, несомненно, уникальной образовательной площадке. Базовыми для нашей Ассоциации стали два учебных заведения областного центра – лицей имени Кирилла и Мефодия и физико-математический лицей при Московском инженерно-физическом институте. Именно в их аудиториях мы предоставляем максимум возможностей для развития мотивированных и одаренных детей, о которых мы сейчас говорим.

– Инклюзивное образование. Мы в своих программах неоднократно обращались к этой теме. Напомню нашим телезрителям и радиослушателям, что это декларированное законом право для детей с ограниченными возможностями здоровья учиться в обычной школе, в обычной школьной среде. Насколько эффективно это право сегодня реализуется в Смоленской области со стороны органов государственной власти и насколько востребована эта возможность со стороны самих детей, их родителей?

– Сергей Владимирович, я часто встречаюсь с такими детьми, их родителями, вижу их боль, вижу, как они тянутся к жизни обычного человека, и региональная власть прилагает максимум усилий, чтобы помочь им в этом. Так, только за последние годы у нас создан целый ряд таких инструментов, как лекотека, сенсорный сад, мы активно работаем над внедрением инклюзивного образования в школах области. Уже сейчас такую возможность предоставляют в 101 школе Смоленщины, а это ни много ни мало – почти треть от общего количества общеобразовательных учреждений в регионе. Активное содействие детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают сотрудники Центра образования для детей с особыми образовательными потребностями, где открыт центр дистанционного образования. Более того, на его базе и родители, и педагоги могут получать методическую помощь в работе с детьми, консультации и психологическую поддержку – это также крайне важно, поскольку многие родители не знают, что нужно делать, чтобы у их детей появились бОльшие возможности для всестороннего развития. Безусловно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом, продолжим эту работу, чтобы во всех муниципалитетах, где действует данная программа, в школах вместе с обычными детьми могли обучаться их сверстники с ограничениями по здоровью. Это особенно важно потому, что именно в коллективе в разы возрастает возможность для улучшения их состояния.

– Но и для обычных детей это тоже очень важный аспект – учиться рядом с такими детьми и тоже социализироваться, привыкать к общению с ними в обществе.

– Согласен с Вами, Сергей Владимирович, потому что, к сожалению, такая проблема у нас есть, и мы не должны ее скрывать. Многие моральные ценности утратили свое значение, и их воспитанию уделяют внимание далеко не во всех семьях или образовательных организациях. При этом, я убежден, что здоровые дети должны знать и эту сторону жизни и воспитываться так, чтобы не отталкивать от себя детей с ограничениями по здоровью.

– Алексей Владимирович, если подводить итог всему, о чем мы говорили ранее, каковы, на Ваш взгляд, основные острые нерешенные проблемы в сфере школьного образования в Смоленской области? Это материально-техническая база наших школ или, может быть, кадровый потенциал?

– Конечно, старение кадров остается очень серьезной проблемой сферы образования региона. На сегодняшний день в Смоленской области 16% педагогов – люди в возрасте старше 60 лет. Это достаточно большая цифра, поэтому мы стараемся оказывать всю возможную поддержку молодым специалистам, которые приходят в школы. К сожалению, у нас пока нет возможности помогать им по-настоящему серьезными средствами, но мы, тем не менее, работаем над решением этой проблемы. Так, молодые специалисты со стажем работы в учебном заведении менее пяти лет получают дополнительно две тысячи рублей в месяц, а те, кто с отличием окончил высшее учебное заведение, – три тысячи рублей. Будем надеяться, что регион со временем будет больше зарабатывать, и у нас появится возможность выделять на поддержку молодых педагогов бОльшие средства.

Вторая серьезная проблема заключается в том, что в регионе еще остались школы, обучение в которых ведется в две смены. При этом, в отличие от иных субъектов Федерации, мы смогли полностью ликвидировать трехсменное обучение. В последние годы в области началось строительство новых школ – так, открыта новая школа в Велиже на 660 мест, сейчас возводится пристройка на 575 мест к школе №33 –крупнейшей в областном центре. В следующем году мы планируем начать строительство средней школы в быстро развивающемся микрорайоне Соловьиная роща, затем в планах – строительство школы в деревне Новые Батеки Смоленского района. И я надеюсь, что, в том числе, за счет строительства этих школ мы ликвидируем обучение в две смены к 2025 году.

Конечно, остается актуальной проблема материально-технического обеспечения образовательных учреждений, вместе с тем, мы активно работаем над ее решением. Только в 2017 году нами на эти цели направлено 83 миллиона рублей. Кроме того, в прошлом году для школ области приобретено 10 автобусов для подвоза детей к месту учебы, а всего за последние годы мы купили 186 автобусов. В минувшем году мы также выделили значительные средства на обеспечение школ учебной литературой, благодаря чему на 98% обеспечили потребность школ в учебниках по новым федеральным образовательным стандартам начального и основного общего образования.

Таким образом, Сергей Владимирович, у поднятого Вами вопроса есть различные пути решения, и Администрация области, руководство муниципалитетов, безусловно, занимаются решением данных проблем.


Фото: smoladmin.ru

В Смоленской области в этом году ЕГЭ будут сдавать 5 167 человек
В Смоленске участилась несанкционированная торговля искусственными цветами

Rambler's Top100