Внутри ядерного реактора
Новости

Внутри ядерного реактора

25 мая 2017 года в 15:11
376

«Смоленская газета» вместе с Госкорпорацией «Росатом» начинает серию публикаций о ключевых предприятиях атомной отрасли и городах, где они расположены. На наш взгляд, смолянам, живущим в непосредственной близости от одной из атомных станций, будет интересно узнать о современных достижениях в этой области, позволяющих использовать «мирный атом» с максимальной эффективностью и безопасностью для окружающей среды.

Наша первая поездка – в город Волгодонск Ростовской области, где журналисту «Смоленской газеты» удалось найти звезду Смоленска в созвездии городов-героев, увидеть, как делается оборудование для атомных станций и даже присутствовать на генеральной репетиции загрузки ядерного топлива в реактор…

Порт пяти морей

Волгодонск – один из самых молодых городов на юге России. Датой его основания считается 27 июля 1950 года, когда здесь началось возведение первых жилых домов. И своим рождением и именем город обязан строительству Волго-Донского судоходного канала. Впрочем, была и другая версия названия – Пятиморск, но она не прижилась. Хотя суть осталась – водными путями Волгодонск связан именно с пятью морями: Белым и Балтийским на севере, Каспийским на востоке, Азовским и Чёрным на юге.

По мнению историков, попытки соединить Волгу и Дон предпринимались ещё в середине XVI и в конце XVII веков. Однако осуществить столь дерзкий замысел смогли лишь в середине XX века. В итоге Дон был направлен по новому руслу, судоходный канал соединил две великие реки, а в Сальских степях появилось настоящее море – так местные жители называют Цимлянское водохранилище.

Кстати, в зону затопления тогда попали 149 казачьих станиц – всех их жителей пришлось переселить в более возвышенные места. Постройки, естественно, разобрали. Однако до сих пор у местного населения бытуют легенды о колокольном звоне, раздающемся из-под воды, и куполах, которые якобы можно увидеть на дне моря с самолёта. Специалисты утверждают, что всё это не более чем фольклор, не имеющий под собой никакого основания, – для безопасности прохождения судов дно будущего водохранилища тщательно зачищалось.

Звезда Смоленск

Несмотря на свою молодость, Волгодонск не раз становился местом великих строек. Одна из них – строительство завода тяжёлого машиностроения (будущего «Атоммаша»), начатое в 1973 году. Стройка была объявлена ударной комсомольской, и молодёжь на неё ехала практически со всех регионов страны. Многие из них так и остались жить в Волгодонске. Есть сведения, что в середине 1980-х здесь собрались представители 87 народностей.

Ещё одно крупное и, по сути, градообразующее предприятие – Ростовская АЭС. Введены в эксплуатацию три блока, строится четвёртый. Хотя было время, когда её строительство замораживали на целое десятилетие. Этому способствовали и паника после аварии на Чернобыльской АЭС, и безвременье 90-х.

В общем, и по сегодняшний день Волгодонск остаётся неким оазисом промышленности в степном и аграрном Придонье. На его гербе – серебряные казачьи бунчуки, якорь и тюльпан, олицетворяющий донскую природу. Местная кухня связана с казачьими традициями и близостью реки. Рыбу здесь готовить умеют в самых разнообразных сочетаниях. А в качестве аперитива к столу активно предлагают местные вина из виноградников на правом берегу Цимлянского моря.

Из основных достопримечательностей Волгодонска чаще всего называют монумент «Мирный атом», когда-то служивший дорожным указателем, и второй в России памятник Владимиру Высоцкому. Однако смолянам наверняка будет интересно узнать, что в центральном городском  парке здесь есть монумент, названный «Созвездие городов-героев», и одна из звёзд в нём – Смоленск.

На любой запрос

Волгодонский «Атоммаш» – крупнейшее в СССР, а потом и в России производственное объединение атомного машиностроения. Первый атомный реактор был выпущен здесь в феврале 1983 года. Правда, после чернобыльских событий заказы на изготовление продукции для атомной отрасли резко сократились, а в 90-е заводу вообще пришлось почти полностью перейти на поставки для смежных отраслей.

Новая история предприятия началась в 2012 году, когда предприятие вошло в состав машиностроительного дивизиона ГК «Росатом». В октябре 2015 года был отгружен заказчику корпус реактора для Белорусской АЭС – первый, изготовленный на производственной площадке завода после почти тридцатилетнего перерыва. А спустя ещё пару месяцев Ростовская АЭС получила отсюда свой комплект парогенераторов.

– Сегодня завод «Атоммаш» способен изготовить любое оборудование для любой атомной станции, – утверждает директор по производству Волгодонского филиала ПО «АЭМ-Технологии» Виталий ШИШОВ. – У нас для этого есть и возможности, и квалификация. Мощность завода, строившегося ещё в 70-е годы, была в своё время заложена с запасом, поэтому позволяет выпускать более крупное, массивное и габаритное оборудование.

Сейчас «Атоммаш» является комплектным поставщиком ключевого оборудования для АЭС. В производстве находятся два комплекта парогенераторов для третьего и четвёртого энергоблоков АЭС «Куданкулам» (Индия), в этом году должны закончить изготовление и испытание оборудования для Балтийской АЭС.

Кроме того, здесь приступили к работе над самым мощным научно-исследовательским реактором в мире – многоцелевым исследовательским реактором на быстрых нейтронах. Вес его готового корпуса составит 83 тонны, длина превысит 12 метров, а диаметр – 4 метра. В перспективе – начало работ по изготовлению оборудования для Курской АЭС: реакторная установка нового поколения по проекту ВВЭР-ТОИ. А вообще, по словам Виталия Шишова, дорожная карта предприятия полностью расписана до 2022 года.

Заказы для Смоленской АЭС «Атоммашу» пока выполнять не приходилось. Но, как говорится, ещё не вечер…

Говорят, не повезёт...

Производственные площади завода впечатляют. Достаточно сказать, что рабочие передвигаются между цехами на велосипедах.

– Площадь только первого корпуса – 250 тысяч «квадратов», – поясняет Виталий Шишов. – А по технологии у нас много взаимоотношений со службами качества. И отвезти, например, изделие с участка в лабораторию – это полтора километра.

Качество готовой продукции здесь – настоящий фетиш. Любое изделие проходит несколько ступеней контроля. Да что там изделия – каждый сваренный шов получает оценку после прохождения гидравлических, ультразвуковых и рентгеновских исследований.

– Мы, как сапёры, можем ошибиться только один раз, – признался в разговоре со мной один из работников предприятия. – Поэтому делаем всё, чтобы наша продукция была безопасной в эксплуатации.

В общем, сплошная логика и трезвый расчёт – без всякой надежды на пресловутое российское «авось». И – никакого доверия народным приметам. Типа «если чёрный кот дорогу перейдёт». Кстати, кошки в цехах чувствуют себя вполне комфортно – людей не пугаются и даже позируют для фото.

– У нас здесь обстановка очень хорошая и дружелюбная, – замечает Виталий Шишов. – К тому же народ животных подкармливает, поэтому они здесь и живут.

На финишной прямой

Лицензию на эксплуатацию первого блока Ростовской АЭС Госатомнадзор выдал 19 января 2001 года. 21 января в реактор была загружена первая кассета с ядерным топливом, а 23 февраля на атомной станции был включён турбогенератор – она дала свой первый ток.

Строительство четвёртого энергоблока началось в 2010 году. Он спроектирован и строится с учётом всех аварий, произошедших на атомных станциях в последние полвека. Например, его корпус вполне может выдержать удар от падения самолёта со скоростью 200 метров в секунду. Или восьмибалльное землетрясение. Или ураган и смерч такой силы, что происходят не чаще, чем раз в десять тысяч лет.

– Сейчас эта площадка у нас финишная по России, – говорит главный инженер Волгодонского филиала АО «Инжиниринговая компания АСЭ» Александр ГАЛКИН. – Мы завершаем строительство блока номер четыре – 4 декабря должны включить его в сеть. Физпуск установки, загрузка топлива в реактор будет производиться с 4 по 20 ноября, а сдача объекта в промышленную эксплуатацию намечена на 2018 год.

Понятно, что после пуска доступ журналистов и других посторонних на объект будет уже нереален, поэтому можно сказать, что нам выпала просто уникальная возможность побывать в самом сердце АЭС.

Генеральная репетиция

После подробного инструктажа по технике безопасности мы поднялись на 36-ю отметку (36 метров вверх по лестнице!) и попали в реакторное отделение. И своими глазами увидели загрузку имитаторов тепловыделяющих сборок – своеобразную генеральную репетицию загрузки ядерного топлива.

– Мы находимся в самом сердце АЭС – под нами внизу корпус реактора, – комментирует Александр Галкин. – Вы видите, как перегруз-машина берёт кассету с имитатором топлива из бассейна выдержки и загружает её в корпус реактора. Всего таких кассет 163 – на них мы будем отрабатывать все режимы работы. Все действия выполняются в автоматическом режиме – с помощью компьютера. Позже здесь будут установлены видеокамеры, и люди сюда будут заходить только в крайних случаях и в специальных костюмах, потому что температура в реакторном отделении будет около 40 градусов.

Реактор называют сердцем атомной станции не только потому, что это самая главная составляющая всего комплекса. Когда он работает, можно услышать щелчки нейтронов, раздающиеся с периодичностью пульса. По словам Александра Галкина, первые звуки здесь раздадутся уже в ноябре, и это будет настоящим событием года…

Справка 

 Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» была создана 18 декабря 2007 года. Сегодня это один из лидеров глобального рынка ядерных технологий. Объединяет активы в области атомной энергетики, проектирования и сооружения АЭС, энергетического машиностроения.

«Росатом» занимает первое место в мире по количеству одновременно сооружаемых АЭС за рубежом (34 энергоблока в 12 странах), второе место – по запасам урана и четвёртое – по объёму его добычи.

В сферу деятельности «Росатома» входит также выпуск оборудования и изотопной продукции для нужд ядерной медицины, проведение научных исследований, производство различной ядерной и неядерной инновационной продукции.

«Росатом» объединяет свыше 300 предприятий и организаций, включая производства ядерного оружейного комплекса и единственный в мире атомный ледокольный флот.

Цифры и факты

В 1954 году состоялся пуск первой в мире АЭС в городе Обнинске Калужской области.

* * *

В 1959 году в состав ВМФ вошла первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол».

* * *

В 1959 году начата эксплуатация первого в мире атомного ледокола «Ленин».

* * *

В 1964 году к энергосистеме подключён первый блок Нововоронежской АЭС с первым в стране реактором ВВЭР мощностью 240 МВт.

* * *

В 1968 году состоялся запуск первого в мире опытного реактора на быстрых нейтронах мощностью 60 МВт.

* * *

В 1988 году на Калининской АЭС введена в эксплуатацию установка сжигания радиоактивных отходов. Отходы перерабатываются в герметичных камерах при высоких температурах (до 1 200 градусов). На сегодняшний день этот метод переработки считается одним из самых эффективных.

* * *

В 2006 году в качестве машиностроительного дивизиона «Росатома» создан холдинг «Атомэнергомаш», объединивший в себе ключевые конструкторские бюро, НИИ и предприятия в сфере атомного и энергетического машиностроения.

* * *

В 2011 году в сотрудничестве с Россией достроен и запущен в эксплуатацию первый блок АЭС «Бушер» – первой атомной станции в Иране и на всём Ближнем Востоке. Уникальность этого проекта в том, что специалистам пришлось достраивать станцию, частично построенную немецким концерном в 70-х годах прошлого века. В результате впервые в мире была осуществлена интеграция российских технологий и немецкого оборудования.

* * *

В 2011 году стартовал проект «Прорыв», консолидирующий проекты по разработке реакторов большой мощности на быстрых нейтронах, технологий замкнутого ядерного топливного цикла, а также новых видов топлива и материалов. Проект ориентирован на достижение нового качества ядерной энергетики.

* * *

В 2013 году предприятиями АЭМ начато изготовление оборудования реакторной установки РИТМ-200 для ледокола нового поколения «Арктика».

* * *

В 2014 году в АО «Атомэнергомаш» подписаны первые контракты на комплектную поставку ядерного и турбинного островов для АЭС в Турции и Финляндии.

Фото: Елена Белых

Ольга Суркова

В Смоленской области проходят школьные «последние звонки»
Смоленские активисты запечатлели «Дорогу памяти» на видео

Rambler's Top100