Смешались вместе кони, шляхта и фракталы…

Фото: © пресс-служба СмолГУ

Новости

Смешались вместе кони, шляхта и фракталы…

5 ноября 2023 года в 17:15

О науке смешно и остроумно! В Смоленском государственном университете состоялся второй сезон поединка Science Slam. Каждый конкурсант в течение десяти минут просто и увлекательно рассказывает о своём научном исследовании.

Научный поединок

Science Slam – это международный проект популяризации науки, который действует в России с 2012 года. За это время было проведено более 400 слэмов. В 2022 году ассоциация «Science Slam – Россия» при поддержке Минобрнауки предложила вузам организовать на своих площадках мероприятие в формате научного поединка. Отличие этого конкурса от научной конференции в том, что здесь нужно максимально отойти от сложной терминологии и рассказать о своём исследовании так, чтобы заинтересовать даже далёких от науки слушателей. Победителем в этом состязании становится тот, кому зрители громче всего хлопали. Это не шутка – звук аплодисментов замеряется шумомером.

– Проводить второй сезон, с одной стороны, было легче, так как последовательность действий, суть мероприятия была понятна. Но, с другой стороны, хотелось, чтобы в этом году «битва» учёных стала более масштабной. Поскольку 7 ноября Смоленскому государственному университету исполняется 105 лет, мы решили, что участниками должны стать представители всех восьми факультетов вуза, – рассказывает организатор поединка кандидат географических наук Тамара ВАТЛИНА. – Для полного погружения в специфику Science Slam организаторы и участники прошли специальные обучающие онлайн-курсы, подготовленные основателями проекта. Меня впечатлило мастерство наших учёных ярко и образно рассказать о сложных вещах. Только глубоко понимая сущность проблемы, можно заниматься популяризацией науки.

Не всё полезно, что в рот полезло

Открыл второй сезон научного поединка ассистент кафедры социологии и философии Алексей СОРКИН. В прошлом году молодой учёный стал победителем Science Slam. Тогда он рассказал о том, что такое макдональдизация и как она влияет на институт семьи, режим дня и диету – «Смоленская газета» подробно рассказывала о его выступлении в прошлом году. В этот раз Алексей продолжил тему еды и поговорил со зрителями о безопасности питания.

– Наша жизнь очень связана с питанием. Большую часть дня мы проводим в покупке, приготовлении, потреблении пищи. То есть, по сути, наш день можно свести к схеме: проснулся – поел – поел – лёг спать. Но нам мало купить еду и съесть. Важно, чтобы она была безопасна, – подчёркивает Алексей Соркин.

В рамках российского законодательства понятие «безопасность» имеет следующую дефиницию: «Состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Но когда мы говорим о безопасности питания, здесь, конечно, в первую очередь на ум приходит продовольственная безопасность.

Продовольственная безопасность – это такое состояние, при котором гарантируется как физическая, так и экономическая доступность продуктов питания населению в количестве, необходимом для полноценного функционирования организма человека.

Организация Объединённых Наций выделила четыре аспекта продовольственной безопасности. Первый – это физическое наличие продовольствия: то есть чтобы накормить людей, нужно еду вырастить, добыть. Далее, конечно, это экономический и физический доступ к еде, то есть человек должен обладать работой или каким-то иным источником заработка, чтобы получить возможность добыть себе хлеб насущный. Третий – потребление. Сюда мы относим практики питания, способы приготовления, разнообразие. И, наконец, последний, объединяющий в себе все предыдущие, – стабильность.

– Когда мы говорим о безопасности питания, первичной угрозой для человека является употребление так называемой обработанной пищи, – продолжает учёный. – Существует первичная, вторичная, третичная обработка. Если мы потребляем еду практически в первозданном виде – собрали овощи с огорода, помыли, порезали, приготовили салат, – это первичная обработка. Вторичная обработка немного сложнее – это, например, жарим мясо, варим суп. Третичная обработка включает в себя уже химическое воздействие на продукты питания. Сюда добавляются усилители вкуса, консерванты и прочие интересные, но, к сожалению, вредные для нашего организма вещества. Обычно, выходя из магазина, мы несём в пакетах красители, антиоксиданты, консерванты, подсластители, натриевые добавки, сахара и целое море трансжиров. Молочная продукция, мясная, выпечка, сладости, напитки – всё это в той или иной степени содержит вещества, которые вредны для нашего организма.

Возникает закономерный вопрос: тогда что же можно вообще есть? На это учёный дает следующий ответ:

– Проводилось множество медицинских исследований, и суть их сводится к одному: все вышеуказанные вещества, входящие в продукты питания, в принципе, можно потреблять, но в умеренном количестве. В таком случае они не смогут нанести ощутимого вреда организму. Здесь ещё важно отойти от монодиеты, стараться разнообразить свои пищевые практики. И, конечно же, попытаться сделать упор на здоровое питание, здоровую пищу, то есть обратиться к фермерским продуктам, которые, как говорится в старой доброй рекламе, «всякой гадостью не поливали».

Поляки из Смоленска никуда не делись!

Вопрос о смоленской шляхте раскрыл в своём выступлении магистрант второго курса факультета истории и права Михаил ГОЛАЕВ.

Исследователь обратился к событиям 1654 года, происходившим на территории нашего региона:

–1654 год – это год, когда Смоленск окончательно вернулся в состав России. Как все вы знаете, Смоленск был утрачен Россией в ходе Смуты. После длительной осады войсками польского короля Сигизмунда III город более сорока лет входил в состав Речи Посполитой. И наконец в 1654 году был возвращён в ходе Государева похода, который также известен как Смоленский поход.

В этом походе русские войска довольно быстро вошли в пределы Смоленского воеводства, овладели несколькими небольшими городами и крепостями, вскоре подошли к самому Смоленску, окружили город и взяли в осаду. Польско-литовские отряды, которые попытались помочь осаждённым, были блокированы и разбиты. Через три месяца осады город сдался.

Почему так мало? Михаил Голаев приводит несколько причин:

– Во-первых, укрепления Смоленска были в ужасающем состоянии, во-вторых, не хватало пушек, было недостаточно пороха и снарядов. Кроме того, гарнизон был меньше, чем нужно, – ему уже более года не платили жалованья. И – как вишенка на торте – отсутствовал провиант на случай осады. Проще говоря – город был не готов полностью.

Польско-литовская шляхта на падение Смоленска отреагировала очень тяжело. Ведь город обладал большим символическим значением: он считался форпостом свободной шляхетской цивилизации на границе с «диким варварским соседом». А ещё Смоленск обладал большим стратегическим значением: развивать наступление русских войск вглубь Литвы было невозможно без контроля за городом.

Однако была часть шляхетского общества, которая отнеслась нейтрально или даже положительно к переходу Смоленска под власть России. Речь идёт о той самой смоленской шляхте.

Смоленская шляхта образовалась как раз в период нахождения Смоленского воеводства в составе Речи Посполитой. Она представляла собой преимущественно мелкое и среднепоместное дворянство, которое владело не более чем десятью дымами (дым – это единица налогообложения, которая соответствует одному домохозяйству), при этом преимущественно состояло из выходцев из Великого княжества Литовского, польской Ливонии и небольшого количества собственно поляков.

Интересно, что после захвата города более половины шляхты сразу перешли на службу к Алексею Михайловичу.

– После того как смоленская шляхта укоренилась в Российском государстве и слилась с русским дворянством, из её среды вышли множество известных русских деятелей. Например, основатель Черноморского флота Потёмкин, декабрист Каховский, композитор Глинка, полководец Нахимов, путешественник Пржевальский, вся династия Энгельгардтов. И даже народница Вера Засулич была выходцем из смоленской шляхты, – рассказывает молодой учёный.

Почему же смоленская шляхта так легко восприняла переход под власть России и даже не пыталась бунтовать? Здесь Михаил Голаев выделяет три основных причины:

– Во-первых, как мы уже выяснили, шляхта была средней и мелкопоместной. И небольшие земельные наделы в Смоленском воеводстве были её единственным имуществом. Бегство означало нищету и крайне туманные перспективы. Вторая причина: православные (а смоленская шляхта по большей части была православной. – Прим. авт.) в Смоленском воеводстве и Речи Посполитой дискриминировались. Им запрещалось занимать любые важные посты, потому что власти опасались измены с их стороны. И третья причина: из соображений безопасности. Было понятно, что война только началась. И смоленская шляхта не хотела участвовать в войне Речи Посполитой со Швецией, которая, кстати, и началась в следующем году. В 1655 году Швеция оккупировала половину Речи Посполитой, а Алексей Михайлович захватил вторую половину страны. И в такой тяжёлой геополитической ситуации фигура русского царя выглядела гораздо более предпочтительно, нежели фигура польского короля Яна Казимира, потому что у Алексея Михайловича была большая армия, при помощи которой он мог защитить свои владения.

После того как смоленская шляхта перешла на службу России, она сразу же поучаствовала в нескольких мероприятиях: занималась подавлением крестьянских восстаний в Белоруссии, в более поздний период она участвовала в Азовских походах, Северной войне и проявила себя с наилучшей стороны.

Смоленская шляхта отметилась военными успехами, произвела великих деятелей русской культуры. А ещё она оказала очень большое влияние на моду. Например, элемент польского костюма – слуцкий пояс – в XVII веке проникает в русский костюм и к концу столетия встречается повсеместно.

Что же в итоге? Смоленск был возвращён в состав России. С ним вернулась большая дворянская корпорация, которая впоследствии оказала сильное влияние на российскую историю. И, что крайне важно, политика Алексея Михайловича по отношению к этой дворянской корпорации заложила основу политики Екатерины II по отношению ко всему дворянству Российской империи.

Что общего между капустой и молнией?

Студент третьего курса физико-математического факультета Илья МОТОРИН в своём выступлении затронул очень красивую и почти магическую тему – фракталы. Если объяснять совсем просто, то фрактал – объект, имеющий разветвлённую структуру, где его части подобны всему объекту (то есть этот объект обладает свойством самоподобия).

На примере нескольких точек Илья показал, как строится один из самых известных фракталов – треугольник Серпинского. Треугольник Серпинского – интересный и в то же время простой фрактал.

– Если мы посмотрим на часть треугольника Серпинского, мы поймём, что это и есть треугольник Серпинского, – поясняет Илья Моторин. – И практически все фракталы обладают таким удивительным свойством.

Существует множество различных способов построения треугольника Серпинского, которые влекут за собой не меньше интересных и необычных свойств. Например, одно из этих свойств – нулевая площадь фрактала. А вот периметр треугольника Серпинского бесконечно большой! То есть в каком-то смысле этот фрактал можно назвать линией – он имеет длину, но не имеет площади.

– И есть ещё одно удивительное свойство, – добавляет Илья. – Мы живём в трёхмерном пространстве. 2D – это плоскость, 1D – просто прямая. А фракталы имеют дробную размерность – что-то между 2D и 3D. Или что-то среднее между 1D и 2D. Так, тот же самый треугольник Серпинского 1,585-мерный. Учёные используют мерность для того, чтобы объяснить, насколько сложны фракталы.

А встречаются ли фракталы в природе? Да! Например, папоротник Барнсли – базовый пример множества самоподобия.

– Горы, деревья, кораллы, облака, береговая линия, снежинки и даже кровеносная система человека – это всё примеры фракталов в природе, – подытоживает Илья Моторин. – А что же с капустой и молнией? Если мы возьмём капусту романеско, отдельная её часть будет похожа на капусту в целом. А если мы посмотрим на отдельные части молнии, то увидим, что это вся молния целиком. Их объединяют фракталы, свойства самоподобия.

Фракталы встречаются также в искусстве. Например, их можно увидеть на гребнях волн на известной гравюре японского художника Кацусики Хокусая «Большая волна в Канагаве».

А где же используются фракталы?

В 90-е годы ХХ века американский инженер и радиолюбитель Натан Коэл придумал фрактальные антенны. Такие антенны сейчас используются в каждом телефоне. Они гораздо меньше по площади и гораздо лучше по качеству связи.

Фракталы интересны тем, что строятся на основе очень простых правил, поэтому их так любят программисты и математики. Фрактальный алгоритм может стать наиболее лёгким способом 3D-моделирования. Ведь фракталы требуют очень мало кода для их отрисовки. Они часто используются в компьютерных играх и кино. Например, в третьем эпизоде «Звёздных войн» в сцене, где бурлила лава, создатели фильма использовали знания о фракталах, чтобы сделать лаву более насыщенной и сложной.

Вся мировая литература – о лошадях!

Участники научного поединка выступали с интересными и даже неожиданными темами.

Так, Наталья Войтенкова, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии, рассказала о том, кто живёт в грибах, что будет, если съесть жука из грибов, и стоит ли вообще грибникам опасаться этих животных. Зрители узнали, как, когда и каким составом жуки-стафилиниды заселяют грибы. Отметим, что смоленские учёные были первыми, кто исследовал стафилинид на всех видах грибов.

Даниил Матюхин, студент четвёртого курса факультета искусства и дизайна, объяснил, как создать свой личный бренд и получать с этого доход. Четверокурсник любит рисовать и разрабатывать графический дизайн. Хобби студента переросло в работу, которая приносит прибыль.

Выступление Александра Леонова, аспиранта факультета экономики и управления, носило название «Виртуальный тур и сохранение культурного кода». В свободное время молодой человек экспериментирует с программированием, интересуется искусственным интеллектом и машинным обучением. Он рассказал о виртуальных музейных турах, которые помогут сохранить и популяризировать культурное наследие университета, и подсказал, как использовать современные технологии в образовательных практиках.

Аспирант психолого-педагогического факультета Никита Дадыко в своём выступлении «Как научиться читать, если ты не знаешь буквы» поговорил о мышлении, мотивации и о том, что такое проектная деятельность.

А победительницей Science Slam стала ассистент кафедры английского языка и переводоведения Анна КОРОЛЬКОВА.

Анна в шуточной форме рассказала, как младшие школьники воспринимают окружающую действительность. Девушка два года занимается конным спортом и успела изучить повадки этих животных.

Изучив романы взросления ХХ и XXI веков, Анна выделила основные черты картины мира детей младшего школьного возраста. На основе нескольких сопоставлений Анна делает вывод, что восприятие мира детьми очень схоже с восприятием мира лошадьми.

Анна Королькова рассказала о любви тех и других к сладкому, о наивности, гиперактивности, воображении, стремлении к знаниям и эгоцентризме. Спикер раскритиковала песню из мультфильма «Осторожно, обезьянки» – «В каждом маленьком ребёнке…», считая, что в ней дискриминируют лошадей: «Почему только в мальчишке и девчонке? Я считаю, что должно быть «в мальчишке, девчонке и жеребёнке».

В конце своего монолога Анна приходит к шуточному парадоксу: «Дети растут и превращаются во взрослых. А если дети как лошади, то взрослые тоже как лошади. То есть люди как лошади. А раз у нас литература о людях, то получается, что вся мировая литература написана о лошадях».

– Я решила принять участие в Science Slam, потому что это новый, необычный для меня формат, и мне захотелось посмотреть, что получится, если адаптировать к нему мою работу, – рассказывает Анна Королькова. – Когда объявили результаты, я удивилась и обрадовалась одновременно. Удивилась, потому что не могла даже подумать, что так получится. У других участников были замечательные темы, яркие выступления. Казалось, что на их фоне сложно чем-то поразить. Обрадовалась, потому что вся подготовка, все потраченные силы были оценены зрителями. И, конечно же, я испытала и испытываю до сих пор огромную благодарность к тем, кто пришёл меня поддержать: мои студенты, друзья, вообще филологический факультет. Всё получилось только с их поддержкой. Я совершенно точно уверена, что Science Slam и другие подобные мероприятия необходимы в нашем университете и других вузах. Они, с одной стороны, вносят разнообразие в учебный процесс, добавляют красок. С другой стороны, цель таких мероприятий – популяризировать науку, показать, что она может быть интересной, необычной, занимательной и красивой.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Александра Ковалёва

Стенд Смоленской области увидели свыше 190 тысяч посетителей выставки-форума «Россия»
Российские военнослужащие продолжают уничтожать выявленные цели на Херсонском направлении