Музыка, застывшая в камне
Культура

Музыка, застывшая в камне

29 января 2022 года в 09:22

Свой день рождения Смоленское региональное отделение Союза архитекторов России отметило архитектурным фестивалем и юбилейной выставкой, в рамках которой гостей ждал цикл познавательных лекций, просмотр тематических фильмов и мастер-классы для детей. «Смоленская газета» восприняла это как прекрасный повод поговорить об архитектурном облике современного города и интересных проектах, которые удалось воплотить. Мой собеседник – член правления регионального отделения Союза архитекторов России Альфред КАЛИНОВСКИЙ.

От идеи до воплощения

– Альфред Чеславович, судя по разнообразию проектов, которые были представлены на юбилейной выставке, творческий потенциал Смоленского отделения Союза архитекторов довольно высок…

– Что не удивительно, поскольку с момента своего рождения Союз архитекторов на Смоленщине не переставал работать. И все эти годы мы держим руку на пульсе актуальных тенденций и стараемся соответствовать.

К тому же на выставку мы отобрали лучшее, что было разработано нашими архитекторами. Причём как проекты, которые удалось реализовать, так и те, что остались на уровне концепции. То есть наше видение некоторых конкретных участков застройки.

Такие концептуальные вещи генерируют размышления над тем, как лучше осваивать ту или иную территорию. На мой взгляд, это такой знаковый этап работы, потому что именно здесь рождается архитектура. Потом уже включается экономика, и объект, который выходит в реализацию, порой очень далёк от первоначальной идеи. Так что главное в процессе от концепции до воплощения – не потерять основную идею и качество.

– Мне понравилось, что немало представленных на выставке проектов посвящено восстановлению исторических объектов, памятников архитектуры…

– Это отдельное направление архитектуры – реставрация. Очень благородная работа. Однако не менее интересно создавать что-то совершенно новое – с новым видением, новой идеей, интересным прочтением места. Или объект, который будет гармонировать с окружающим пространством. Как, например, церковь Георгия Победоносца в Ярцеве, которая построена по проекту Владимира Наумова. Изумительный объект – лёгкий, воздушный, с великолепными пропорциями. Это из тех работ, которыми гордятся.

Вообще, у каждого творческого человека бывает много проходящих проектов. Но иногда всё как-то сходится, и из-под твоего карандаша выходит нечто такое, благодаря чему можно сказать, что ты в профессии что-то понял…

– Это интересная тема. Можете назвать ещё какие-то объекты, достойные столь высокой оценки?

– Мне нравится, как на Верхне-Сенной в Смоленске наши архитекторы отработали застройку улицы: с одной стороны – жилой дом по проекту Валерия Скалки, а с другой – реконструкция здания бывшей «Фотографии» по проекту Олега Савельева. Гармонично, деликатно, сомасштабно существующей застройке. Очень симпатично получилось.

Как ни странно, нравится реконструкция Кукольного театра. Несмотря на то что от первоначального проекта Юрия Бакушева мало что осталось и при всех нелепостях на фасаде, он всё равно получился каким-то приятно детским.

Если смотреть в ближайшей ретроспективе, то ТРЦ «Макси» – довольно достойный объект для того места: и внешне, и внутренне, и структурно. Чужой, но образец для подражания. И людям нравится. Я знаю, что многие туда приезжают просто погулять, когда на улице плохая погода.

К сожалению, из современной масштабной жилой застройки выделить ничего не могу. Кое-где есть попытки как-то приподняться в качестве, но не более. Разве только жилой комплекс «Красный бор», но там столичный заказчик, иное мышление… Наши же крупные застройщики в отношении архитектуры и городской среды себя как-то пока не утруждают, даже в ответственных с градостроительной точки зрения местах.

Приглашение к диалогу

– Альфред Чеславович, а как вы можете охарактеризовать Смоленск вообще с точки зрения профессионального архитектора?

– Смоленск – очень своеобразный и интересный город. Но мне кажется, что современная оригинальная концепция развития пока не найдена. Есть генплан (на мой взгляд, неудачный), направления застройки на запад и на юг, новые микрорайоны, но какой-то общей идеи – какой город мы, в конечном итоге, хотим построить – нет.

Допустим, центр сейчас активно благоустраивается, а как же периферия? Там ведь тоже люди живут. А при этом в генплане с развитием города на юг не предусмотрено ни одного парка. Хотя даже в нормах прописано, что на такой территории должен быть парк глубиной не менее полукилометра.

– Тем более когда так много говорится о комфортной среде…

– Вот именно. Ведь понятие комфортной среды – это не горки, которые сейчас во всех дворах ставят. Тем более, как показывает практика, со временем все эти объекты приходят в негодность, и никто их восстановлением не занимается. Логичнее за казённые деньги делать такие площадки не в каждом дворе, а создавать какие-то общие территории для отдыха и социального общения. И всё это должно быть в концепции генплана, проектах планировки.

– Мне кажется, в центре Смоленска тоже далеко не все новые объекты гармонично вписываются в исторический облик города. Например, недавно устроенная автостоянка на пересечении улиц Ленина и Маяковского…

– Согласен. Мы критиковали это решение в зародыше, но нас не послушали, и в итоге эта автостоянка ничего кроме возмущения у большинства горожан не вызывает. Она просто перебила всё пешеходное пространство! Но стоянка – это не объект, можно и убрать.

Другое дело улица Ленина – якобы реконструкция. Почему бы не сровнять тротуары с проезжей частью? Создать единое уютное пешеходное пространство, оставить возможность проезда, добавить сюда каких-то стационарных объектов, мест отдыха, чтобы улица жила. А просто вбухать кучу плитки в мёртвую зону – это нерационально.

К сожалению, пока полноценного диалога с властью города у нас не получается, хотя мы активно пытаемся его наладить. Иногда нас обвиняют в конфронтации, но это абсолютно беспочвенно. Мы всё понимаем: и несовершенство законов, и финансовые проблемы, – просто хотим большей открытости в обсуждении, чтобы уж если не шедевром выстрелить, то хотя бы получить качество и не навредить.

Мы в союзе большое внимание уделяем просветительской работе. С молодёжью пытаемся работать, с общественными организациями сотрудничаем, с учебными заведениями. Даём свою профессиональную оценку того, что происходит в архитектурной жизни города, – пусть и не на уровне принятия решений.

Вообще, профессия архитектора очень глубокая. В неё приходят и остаются, как правило, весьма интересные люди, с необычными, иногда даже парадоксальными взглядами. Мир архитектуры полон таких личностей, и это делает наше общение внутри и около творческого союза очень увлекательным.

Справка «СГ»

Смоленское отделение Союза архитекторов России было создано в период восстановления города после освобождения от фашистских захватчиков. Тогда оно объединило всех специалистов, присланных восстанавливать Смоленск из руин. Благодаря бережному отношению к памятникам и постройкам XIX века им удалось сохранить неповторимый облик старого города.

Одним из ярких архитекторов, работавших в то время, был Даниил Коваленко. Он руководил восстановлением многих объектов в центре Смоленска. Среди них здание областной библиотеки, старый корпус сельхозакадемии, жилые дома по улицам Ленина, Большой Советской, Дзержинского. Большинство объектов, спроектированных и восстановленных под руководством Даниила Коваленко, сейчас являются памятниками архитектуры регионального и федерального значения. А за «дом с часами» он получил премию республиканского конкурса.

Творческая работа архитекторов велась в нескольких направлениях: проектные работы по Смоленску, городам и посёлкам области, сёлам совхозов и колхозов; реставрация памятников архитектуры; осуществление архитектурной политики в городе и области.

В 60–70-х годах Смоленская организация проводит большую работу среди молодых архитекторов, налаживает связи с региональным отделением Союза художников, белорусскими и московскими архитекторами.

В 1974 году региональную организацию возглавляет Семён Золотарёв – талантливый организатор и продуктивный архитектор. Годы его руководства характеризуются большой активностью в союзе, разнообразием творческих мероприятий.

В 1985 году в Смоленске состоялась выездная сессия Академии художеств и архитектуры. Мероприятие проводилось в помощь архитекторам, работающим для села и города. Был выработан документ «О принципах дальнейшей работы по улучшению архитектурного облика городов и сёл области».

После перестройки и распада Советского Союза принципиально изменилась структура проектного дела, и роль архитектора в этом процессе существенно возросла. Система персонального лицензирования, принятая Союзом архитекторов России в начале 90-х годов, позволила некоторым ведущим смоленским архитекторам организовать свои мастерские.

В 2000 году в Смоленске состоялась выставка трёх творческих союзов: архитекторов, дизайнеров и художников. Там смоленские архитекторы подвели итоги нового этапа своей деятельности и показали свой творческий потенциал.

Фото: Смоленское отделение Союза архитекторов России

Ольга Суркова

«Смоленску быть за каменной стеной…»
В Смоленске проходят мероприятия Года культурного наследия народов России