Культура

На 55-м Международном музыкальном фестивале имени М.И. Глинки аншлаговые концерты стали традицией

30 мая 2012 года в 16:17
Народный артист СССР Владимир МИНИН

Фортепианный вечер 26 мая стал для смоленских поклонников чёрно­белых клавиш открытием нового имени. Всемирно известный пианист, почётный член Королевской академии музыки в Лондоне Константин Лифшиц подарил публике истинное сонатное пиршество. Он сыграл три великие сонаты: ре мажор К 576 Моцарта, ля бемоль мажор Ор. 110 Бетховена и соль мажор Ор. 78 Шуберта.

Радостью для настоящих знатоков было появление на сцене большого зала филармонии – не иначе как по воздуху – прекрасного белого рояля из музыкальной гостиной. Играть на разбитом чёрном рояле Константин Лифшиц отказался.

Об одном из самых высокоодарённых и мощных пианистов нового времени, госте фестиваля К. Лифшице рассказала смолянам заслуженный деятель искусств РФ, музыковед Жанна Дозорцева (Москва).

Пианист выступает в лучших залах мира с сольными программами, а также в сопровождении таких известных коллективов, как оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Российский национальный оркестр под управлением маэстро Михаила Плетнёва, который блистательно открыл 55-ю Глинковскую декаду. Пианист также играл с оркестрами Берлина, Ольстера, Люцерна, Монте-Карло, Чикаго, Сан-Франциско, Токио, сотрудничал с прославленными «Виртуозами Москвы» и «Солистами Венеции», записал более 20 компакт­дисков.

Естественная, глубокая и выразительная игра Лифшица очаровала смолян. А ещё он начисто лишён звёздной болезни.

Вот как он прокомментировал для читателей «СГ» свою очень цельную, на мой взгляд, сонатную программу.

– В Швейцарии, где я сейчас живу и работаю, есть прекрасные горные вершины Юнгфрау, Мюнх и Айгер. Три сонаты, которые я сыграл для смолян, – такие же великолепные пики творчества моих любимых композиторов. Они объединены общей интонацией доверительности, почти исповедальности. Надеюсь, что неувядаемая музыка Моцарта, Бетховена и Шуберта дошла от моего сердца к душам слушателей фестиваля Глинки.

– Вы учились и жили в Англии, Германии, Италии. Какими языками владеете?

– Английским, немецким, итальянским, французским, шведским, чешским.

– А ваша жена, русская писательница Галина Артемьева, интересующаяся психологией успеха, – тоже полиглот?

– Нет, пожалуй, я знаю больше языков.

Изыски фестиваля

Ценителей камерной музыки порадовал фестивальный концерт 27 мая. Героями первого отделения были скрипач, заслуженный артист России, солист Московской филармонии Александр Тростянский, Смоленский камерный оркестр под управлением Юрия Соболева и музыковед Татьяна Васильева.
География гастролей Тростянского обширна: города России, ближнего зарубежья, а также Великобритания, Германия, Италия, Канада, Люксембург, Македония, Польша, Словения, США, Турция, Франция, Чехия, Швейцария. Он всегда желанный гость в Смоленске. Его фестивальное выступление со Смоленским камерным оркестром стало замечательным творческим событием. Легко и ярко прозвучали пьесы для скрипки и струнного оркестра А. Пярта Fratres, Л. Купковича “Сувенир”. Симфония для струнного оркестра Г. Свиридова, “Тема с вариациями” для камерного оркестра А. Глазунова тронули сердца слушателей глубиной дирижёрской трактовки Юрия Соболева.

Во втором отделения на сцене царила лауреат международных конкурсов и финалистка престижнейшего конкурса вокалистов BBC Cardiff Singer of the World Олеся Петрова. Обаятельная, молодая певица, востребованная в самых разнообразных проектах по всему миру, блистательно и артистично исполнила в сопровождении камерного оркестра романсы С. Рахманинова, П. Чайков­ского, В. Гаврилина. Смоляне назвали её открытием фестиваля и долго не отпускали со сцены.

После концерта гости Смоленска поделились своими планами с журналистом «СГ».

Олеся Петрова:
– Рада сообщить, что уже приглашена в интересные оперные проекты Парижа и Метрополитен­опера в Нью¬Йорке. Спасибо смолянам за тёплый приём, а директору Смоленской филармонии Оксане Неклюдовой – за приглашение петь на открытии 56¬го фестиваля Глинки.
Александр Тростянский:

– Люблю ваш город и оркестр, счастлив, что смог приехать на этот удивительный фестиваль. Многое меняется, но одно остаётся неизменным: радость совместного творчества и общения с музыкой и с вами! Следующий мой концерт будет в Сеуле, но я надеюсь на скорую новую встречу со смолянами!
Хор солистов

«Начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда». Так просто обозначил суть симфонии¬действа «Перезвоны» – по прочтении В. Шукшина – композитор Валерий Гаврилин. Именно это сочинение для солистов, большого хора и гобоя было исполнено 28 мая на концерте прославленного Московского государственного академического камерного хора под управлением народного артиста СССР Владимира Минина. Оно прозвучало в первом отделении после интересного вступительного слова музыковеда Татьяны Васильевой.

В 1982 году, вдохновлённый творчеством Шукшина Гаврилин создал самое крупное своё произведение — «Перезвоны». Действо сложилось из 16 частей. Тексты первого раздела №2 – «Смерть разбойника» – и №6 – «Посиделки» – подлинно народные. Хор гениально воплотил идею калейдоскопа разных картин русского действа.

Восхитила публику яркая палитра второго отделения, мининцы пели русские и украинские народные песни, начав с раздольной «Ах ты, степь широкая». Под высокими сводами зала филармонии просто парили прекрасные голоса солистов Светланы Николаевой, Наталии Бакановой, Виктории Ваксман, Галии Чаваниной-Валеевой, Сергея Петрищева, Виталия Серебрякова.

Как признался корреспонденту «СГ» маэстро Минин, из 42 участников хора больше половины – солисты.

– Для нас выступления в Смоленске и тем более на юбилейном форуме Глинки – особые события. Это наша история. Здесь, в Успенском соборе, мы записали запрещённую в советские времена «Литургию» Рахманинова. Тёплая атмосфера переполненного зала филармонии говорит о том, что нас ждут, хотят слушать и слушают сердцем. Желаю смолянам доброго здоровья на многая и благая лета!

Американская газета «Бостон Глоуб» написала о Лифшице так: «Нравится это кому-то или нет, но существование гения такого масштаба, как Лифшиц, бессмысленно отрицать. Он неопровержимо присутствует, как Каллас или Глен Гульд, и мы должны признать это явление».

Стыдно на родине Глинки не иметь достойный инструмент. Нужно отдать должное дирекции Смоленской областной филармонии, которая работает над проектом приобретения немецкого концертного рояля фирмы Steinway для концертного зала имени М.И. Глинки. Разработана и подана заявка на приобретение уникального музыкального инструмента в рамках участия в федеральной целевой программе «Культура России 2012¬16». Смоляне надеются получить новый рояль к торжествам, посвящённым 1150-летию Смоленска.
В Смоленске открылась Глинковская декада
Белорусская «Сильва»: темновато и глуховато

Другие новости по теме