В лабиринте оптических иллюзий
Культура

В лабиринте оптических иллюзий

7 сентября 2021 года в 22:40

Понятие авангарда в искусстве весьма широко. Оно включает в себя самые разные движения и направления, родившиеся в попытке авторов выйти за рамки традиций и канонов. Эксперименты с цветом и формой, работа на стыке жанров, эпатажные проекты, побуждающие созидать из обломков – иногда буквально…

В первых рядах

В экспозиции выставки «Авангард. ХХ век» представлены более полусотни печатных работ, выполненных в различных техниках: шелкография, литография, офорт, акватинта. Есть даже произведения, где основную роль в реализации задумки автора играет бумага, на которую нанесено изображение.

– Сам термин «авангард» происходит от французского слова, буквально означающего «передовой отряд», – говорит специалист выставочного отдела КВЦ имени Тенишевых Ольга ИВАНОВА. – Собственно, представители этого направления и стали тем самым передовым отрядом, который шёл впереди, открывая и разведывая новые пути творческого самовыражения.

Стоит отметить, что искусство всегда живо реагировало на любые процессы, происходящие в обществе. И все новые направления неизменно появлялись под влиянием внешних факторов. Так и авангард, возникший на стыке девятнадцатого и двадцатого веков, когда жизнь бурлила накануне мировой войны и революций, стал некой проекцией стремлений к кардинальным переменам. Отсюда – целый сонм различных «артов» и «измов», появившихся в обиходе новейшего искусства.

Среди авторов, работы которых представлены на выставке, много известных имён: Василий Кандинский, Сальвадор Дали, Марк Шагал, Рене Магритт, Хуан Миро. Однако наряду с признанными мастерами немало и тех, чьё творчество вполне может стать для кого-то открытием. Причём среди них есть и наши соотечественники.

Иллюзионисты

Особое место в экспозиции занимают работы художников, экспериментирующих с оптическими иллюзиями, – представителей оп-арта.

– Оп-арт, в отличие от большинства прочих течений в изобразительном искусстве, воздействует прежде всего на разум, а не на эмоции зрителя. Человек словно решает некую сложную головоломку: его мозг пытается соединить разрозненные фигуры в единый образ. На его глазах плоские изображения удивительным образом превращаются в оригинальные объёмные композиции с эффектами движения и причудливой деформации.

История оп-арта началась с исследований учёных в сфере особенностей человеческого зрения. В 1889 году профессор Томпсон опубликовал в научном журнале статью об оптических иллюзиях, в которой с помощью нарисованных чёрно-белых концентрических кругов наглядно продемонстрировал эффекты движения визуальных образов.

Этот принцип взял за основу своего творчества основоположник искусства иллюзий – французский художник и скульптор Виктор Вазарели.

– Вазарели считал главным не саму картину на холсте, а то, как её воспринимает наш мозг. Он смело экспериментировал с изображением точных геометрических форм и использованием ярких контрастных цветов, что в совокупности создавало эффект плавного бесконечного движения. Увидев его работы, трудно удержаться от того, чтобы не попробовать отыскать в них скрытый смысл.

И невозможное возможно

Рисунки ещё одной представительницы оп-арта, французской художницы Айсии Левиант, часто рождают ощущение движения концентрических колец. Необходимо просто смотреть в центр изображения, и через какое-то время круги начинают мерцать, а затем и вращаться. Эту иллюзию автор создала, комбинировав две другие: лучи Мак-Кея и обои ВВС, описанные в работах британского физика и нейробиолога Дональда МакКриммона Маккея.

А вот современный израильский художник Яаков Агам в своём творчестве уже выходит за рамки обычного оп-арта, став одним из создателей кинетического искусства.

– Агам проявляет интерес к различным механическим элементам и возможности их использования при создании художественных произведений. Так возникли его звуковые и осязаемые картины, которые меняются от прикосновения. Или те, где соединены световые, звуковые и водные элементы. Сам автор находится в постоянном поиске новых форм для художественного самовыражения, связывающих искусство и технику, форму и цвет. Он создаёт рельефные, перфорированные, веерообразные полотна, позволяющие наблюдателю, изменяя позицию, открывать для себя что-то новое.

Но, пожалуй, дальше всех в искусстве оптических иллюзий зашёл Оскар Рёйтерсверд – основоположник имп-арта, или импосибилизма.

– Импосибилизм – искусство невозможного, одно из ответвлений сюрреализма. Это изображение предметов, которые кажутся реальными, но на самом деле не существуют и не могут существовать. Например, представленные на выставке «невозможные окна» Оскара Рёйтерсверда. Необычные окна и за ними – небо, на которое зритель смотрит сверху.

Кстати, свою первую невозможную картину художник нарисовал на уроке латыни в гимназии. Это был «невозможный треугольник» из набора кубиков. Но тогда он не придал результатам подобного графического опыта большого значения, просто иногда продолжал рисовать нечто подобное только для себя.

– Известность пришла к Рёйтерсверду спустя несколько десятков лет после этого. А всего за свою жизнь он нарисовал более двух с половиной тысяч невозможных фигур, используя технику параллельной перспективы. Причём все они сделаны без использования каких-либо чертёжных инструментов, поэтому линии выглядят живыми и слегка дрожащими.

Дело тонкое

Стоит обратить внимание и на двух азиатских по происхождению художников, которые, живя в Европе, смогли в своём творчестве гармонично сочетать особенности восточной и западной культур. Это вьетнамец Хой Лебадан и японец Шоичи Хасегава, переехавшие во Францию.

– Для Лебадана истинное искусство – это всегда поэзия, сдержанное выражение простых представлений или метафорическое перенесение глубоких эмоций. В своих работах художник сохраняет культурные традиции Востока и Европы, создавая изящные образы в бесконечных вариациях линий, формы и цвета. Одна из наиболее популярных тем в его творчестве – обнажённая натура. Она представляет собой линию, плавное движение кисти или фигуру, «похороненную» в пейзаже, где тело становится пейзажем, а пейзаж телом.

С 1987 года Хой Лебадан создаёт рельефные гравюры на бумаге с тиснением, которые он включил в серию «За гранью графики». Литография, представленная на выставке, – скорее всего, из этой серии.

В офортах Шоичи Хасегавы цвета часто создают бесконечное плавающее пространство. Их композиции по-японски деликатно сдержанны и обязательно включают наличие пустого пространства.

– Став европейским художником-авангардистом, Хасегава сохранил японское изящество и невероятную техническую тщательность. Его работы отличаются лиричными хрупкими линиями, из которых сотканы кружева городов и кварталов. И обязательно – один цветовой акцент, яркое пятно.

Русский след

Андрей Ланской вынужден был навсегда покинуть Россию в 1920 году вместе с Белой армией. Однако «русский след» хорошо заметен в его творчестве – по крайней мере, критики его отмечают.

– Ланской – один из основателей возникшего в середине сороковых годов прошлого века «абстрактного экспрессионизма» или «лирической абстракции». Целью этого направления был разрыв с геометризацией европейского конструктивизма. Художник – творец цвето-света. Свет у него – первый элемент, вокруг которого организуется всё: рисунок, композиция, ритм.

На выставке представлена литография «Без названия» – яркий пример желания автора соединить в своём творчестве два абсолютно разных и даже взаимоисключающих направления: абстракцию и фигуративность.

– Абстрактное искусство отвергает изображение действительности, а для фигуративного, напротив, реальный мир – отправная точка для творчества. Работа Ланского на первый взгляд абсолютно абстрактна. Однако если приглядеться, можно рассмотреть черты лица: глаз, нос, рот…

Впрочем, любая абстракция – это бесконечная вариативность восприятия. Желаете убедиться лично – приходите на выставку «Авангард. ХХ век» в КВЦ имени Тенишевых, которая будет работать до 3 октября.

Фото: КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова

В Смоленске открылась выставка «Шаг в прошлое: Эпоха викингов»
Смоленский областной центр народного творчества примет участие в акции «Культурная суббота»