Культура

Известный портрет неизвестного автора

20 октября 2011 года в 11:20
2539

В собрании произведений XVIII века Смоленской картинной галереи представлена работа неизвестного художника, посвящённая одной из самых знатных представительниц российского дворянства – княгине Варваре Алексеевне Нарышкиной.
Из овала портрета изображённая в полоборота молодая женщина пристально, с независимым и спокойным выражением смотрит на зрителя. Всё внимание сразу фокусируется на её лице в обрамлении пышных волос, с легкой ироничной улыбкой на тонких губах. Сдержанный и гармоничный по цвету, уравновешенный и в то же время изящный по композиции портрет относится к числу наиболее выразительных художественных произведений собрания. В музей он поступил из Государственного музейного фонда, где хранились в послереволюционные годы национализированные произведения из дворянских имений и усадеб.

Варвара Алексеевна (1760-1827) принадлежала к древнему и знатному роду князей Волконских. Она родилась в семье генерал-майора Алексея Никитича Волконского и Маргариты Родионовны Кошелевой, имевших семерых детей. Старшая сестра Варвары Алексеевны – Мария – была замужем за капитаном флота II ранга князем Гагариным. Младшая – Екатерина – за известнейшим историком и коллекционером графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным, которому принадлежит честь открытия «Слова о полку Игореве». Сама же Варвара Алексеевна – третья из сестёр – стала супругой князя Михаила Петровича Нарышкина, состоявшего в чине полковника и принадлежавшего по своей родословной к элите российского дворянства. Родство Нарышкиных (из которых была мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина) с династией Романовых позволяло им занимать высокие государственные посты, двери их домов были открыты широкому кругу самых знатных и влиятельных особ.
В первые годы правления императора Александра I семья проживала в Москве. Кроме того, женившись на Варваре Алексеевне и устраивая родовое гнездо, Михаил Петрович Нарышкин строит в принадлежащем ему подмосковном имении Богородицком новый усадебный дом для летнего отдыха жены и детей. Среди девятерых родившихся в семье детей есть те, кто впоследствии оставил заметный след в истории. Сын Михаил – будущий декабрист Михаил Михайлович Нарышкин. Дочь Маргарита Михайловна, поражавшая современников красотой и блестящей образованностью, стала супругой Александра Тучкова, получившего звание генерал-майора в русско-шведской войне. В битве при Бородино Тучков командовал Ревельским и Муромским полками, героически погиб на поле брани. На месте его гибели Маргарита Тучкова, выкупив участок земли, построила храм Спаса Нерукотворного, рядом основала Спасо-Богородицкую обитель для вдов и сирот, в которой и поселилась монахиней, посвятив свою жизнь благотворительности.
В портрете Варвары Алексеевны Нарышкиной всё жизненно, материально – влажные крупные глаза, слегка румяные щёки, чуть улыбающиеся губы. Меткая характеристика одновременно приветливой и уверенной в себе женщины высшего света подкреплена и мастерской передачей деталей – пудреного парика с прихотливыми локонами на плечах, серого атласного платья с зеленоватым отворотом и кружевной вставкой, неброских украшений.
Её характер и судьба не оставили равнодушными художника, стремившегося запечатлеть не только облик, но и внутренний мир этой знатной и незаурядной женщины. А нам остаётся ждать разгадки авторства: кто он, этот мастер, так профессионально и тонко умевший передать и блеск дорогого атласа, и высокие достоинства человеческой натуры. Возможно, будущие исследования раскроют имя создателя этого исторически содержательного и значительного портрета.


Одна жена хорошо, а две – лучше?
Ильдар Абузяров в Смоленске: \"Я доволен судьбой\"

Rambler's Top100