Культура

Борис ЛУКИН: Настоящая литература в России есть!

12 октября 2011 года в 15:53
Недавно в Смоленске состоялась презентация трёхтомной антологии современной литературы России «Наше время» (см. «СГ» за 8 октября). Автором идеи
и составителем антологии является Борис ЛУКИН – поэт и переводчик. – Как появилась идея создания проекта «пятидесятников»?

– Начиналось всё во время моей работы в «Литературной газете». Тогда я осознал, что в стране почти невозможно найти книги заинтересовавшего тебя автора. Издательства и книготорговля были ориентированы на лёгкие направления: детектив, юмор, фэнтези. Конечно, творчество – дело одинокое, но литература – это процесс общественный. Писатель не может существовать в вакууме, ему нужно общение не только с читателем, но и с коллегами. Особенно разрозненным, оторванным друг от друга оказалось наше поколение – родившихся в шестидесятые годы прошлого века, представителям которого сейчас 50 или около того. Именно мы на самом подъёме, в 20-30 лет, оказались без родины, без работы, без читателя. Этот период для культуры и истории России по значению можно сравнить только с революцией. Писатели нашего поколения, последние выросшие в советскую эпоху, смогли пережить этот катаклизм и воплотить его в художественных произведениях. А это тема «первых денег», афганский синдром, чеченская вакханалия, рыночный беспредел, демократическая «свобода»…
– Какие цели и задачи вы перед собой поставили?
– Цель простая: предоставить возможность профессионалам (филологам и литературоведам), а также любителям русской литературы изучить современную русскую литературу без купюр, получить доступ к произведениям всех профессиональных писателей в максимальном объёме. Иначе какая история литературы у нас будет? Вышел уже третий том антологии «Наше время», и я рад, что мы никогда не окажемся в ситуации последних десятилетий XX века, когда так называемая возвращённая литература просто сбила своей гигантской волной с ног и литераторов, и критиков. Наше поколение не будет возвращённым, мы практически все пришли в литературу при жизни. Помогает этому моя концепция как составителя: каждый автор рассказывает «о времени и о себе» в автобиографии, а поэтические подборки охватывают весь его творческий путь. Рассказы же отбирались самими прозаиками по принципу «мой лучший», а библиографические статьи в конце каждого тома максимально собрали в себе ссылки на публикации и издания.
– Это совместный проект? Кто его спонсирует?
– Проект придуман и воплощается моими усилиями. Помогают же коллеги из разных городов. Имена их вы можете прочесть в каждом из томов под надписью «редакционная коллегия». Собрать и найти такое количество авторов в нашей огромной стране в такой короткий срок – при отсутствии финансирования – без помощи друзей невозможно. Как бы я нашёл сахалинца Владимира Семенчика или представляющего Коми поэта Александра Лужикова, который на русском языке никогда не публиковался? Кроме этого помогают издательства Литературного института и журнала «Юность». Литинститут, кстати, первым ввёл в свой образовательный процесс на семинарах по современной литературе антологию «Наше время» и проводит ежегодные презентации проекта в своих стенах. А «Юность» в этом году разослала своим подписчикам с журналом №7-8 диск с электронной версией первого тома. Так совпало, что в этом же номере были опубликованы мои стихи из сахалинского цикла, который начал создаваться во время поездки с презентациями по городам острова прошлой осенью. Она была организована губернатором Сахалинской области, который по-настоящему заботится о культурном развитии вверенной ему территории. А финансирует проект литературный фонд «Дорога жизни». Есть предложение от некоторых журналов сделать на их страницах рубрику «По страницам антологии «Наше время», где можно было бы печатать новые произведения наших авторов.
– С какими трудностями приходилось и приходится сталкиваться?
– Главное препятствие – зависть. Но без этого добрые дела никогда не делаются. Людям трудно поверить в некоммерческую направленность проекта, в его образовательную, филологическую составляющую. Нынешняя эпоха чистогана не приемлет бесплатной рассылки книг по университетам и библиотекам страны, чем мы занимаемся по выходу каждого тома антологии. А это более 500 адресов. Антология «Наше время» (напомним, вышло уже три тома поэзии и прозы) собрала почти сто авторов. Все они – состоявшиеся в литературе люди, есть среди них и лауреаты различных премий, народные писатели, главные редакторы журналов и газет, председатели региональных отделений писательских организаций. Это, например, поэты Владимир Сорочкин (Брянск) и Владимир Макаренков (Смоленск). Но принцип отбора был не по социальному и должностному статусу, а по степени талантливости и значимости их творчества. Никто за деньги или по дружбе в антологию попасть не может.
– Востребованы ли книги и на кого они рассчитаны?
– Отклики в прессе с выходом каждого тома показали, что я не ошибся. Антология пришла к читателю вовремя. Стоит почитать статьи в журналах и газетах, как становится понятно, что и профессионалы, и любители ждали подтверждения их мысли: «Настоящая литература в России есть». Мы обязательно печатаем в каждом томе отклики критиков. О заинтересованности в книгах говорит количество изданий, поддерживающих нас: газеты «Книжное обозрение» и «Литературная», журналы «Новый мир», «Москва», «Юность» и ещё более десятка изданий по всей стране. Вот и ваша газета присоединилась к нашему братству.
– Где вы уже побывали с презентацией проекта?
– Одной из составляющих частей проекта «Наше время» являются поездки по городам проживания авторов. Встречи на родной земле позволяют не только придать их произведениям полноценное звучание, но иногда и выпустить новую книгу при поддержке местных властей. Мы объехали с выступлениями республику Коми и Алтайский край, остров Сахалин и Зауралье. В этом году планируются встречи в Брянске и Вологде, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, Барнауле, Воронеже, Ростове и других регионах. При поддержке всех региональных властей мы смогли бы показать и сделать куда больше. Мне кажется, что порой нам не помогают не из-за того, что жадные, а просто по недопониманию важности духовной и патриотической составляющей в воспитании подрастающего поколения на местах.
– Ваши впечатления от встреч в Смоленске?
– В двух университетах Смоленска прошли презентации антологии современной литературы России «Наше время». Особенно запомнилась аудитория в СГУ. Нас, поэтов – смолянина Владимира Макаренкова, москвича Алексея Витакова и меня, встретили жизнерадостные молодые люди, заинтересованно слушавшие наши стихи, активно задававшие вопросы. В институте искусств приём был камерным, но не менее тёплым.
– Вошли ли в антологию смоленские авторы?
– Я рад, что есть в антологии и смоляне. Среди них и уже названный Владимир Макаренков, и прекрасный прозаик Олег Ермаков. Надо сказать, что и Алексей Витаков часть жизни прожил в вашем городе.
– Борис, расскажите, как началась ваша творческая деятельность?
– Я не помню своего первого стихотворения. Но причину его написания запомнил хорошо. Все мальчишки в классе писали для девушек в рифму, так сделал и я, а записку положил адресату в парту. Но на это место села другая девочка, возникло некоторое непонимание между нами. Пришлось сочинять для всех в классе для чувственного равновесия. А много позже я понял, что это были не стихи. Умение зарифмовать от поэтического таинства находится очень далеко. Слух и зрение здесь чаще всего помеха. Дар настроиться на высшие сферы, в которых уже созданы и картины, и музыка, и тексты, открывается в человеке не сразу, а только с накоплением душевного опыта. Продолжать говорить на эту тему – значит, написать философский трактат о творчестве и его причинах. Слишком скучная для читателя материя.
– Пишите ли вы о своей семье и какую роль она играет в вашем творчестве?
– Семью я создал ещё в 19 лет. И все годы она была мне подмогой. Темы же для эссе и стихов стала «подсказывать» лишь несколько лет назад. Появились стихи о детях, родителях. В Интернете можно найти моё интервью Захару Прилепину. Его название звучит как ответ на ваш вопрос: «Моё дело стихи записывать да детей растить».
– Расскажите о вашей деятельности как критика.
– Критик я только по нужде. Время такое – критика сегодня почти отсутствует. Все пишут про своих и нужных. А как же читатель узнает про настоящие, но не «приватизированные» издательствами таланты? Откуда им узнавать о поэзии Вадима Дулепова или Валерия Дударева, Евгении Извариной и Нины Обрезковой, о прозе Сергея Овчинникова, Дмитрия Ермакова и Татьяны Гоголевич, если их книги остаются только в городах проживания авторов? И неважно, Москва, Тольятти, Екатеринбург это или Тула – картина всюду одна и та же. Я пишу о творчестве молодых. Когда-то мне тоже очень помогли старшие товарищи: поэты Полина Рожнова, Евгений Винокуров, Олег Шестинский. И я считаю своим долгом поддерживать талантливых ребят. С моими предисловиями публиковались стихи и в «ЛГ», и в «Юности». С удовольствием и вниманием отслеживаю успехи Анны Маркиной и Бориса Ильина, Бориса Кутенкова, Анны Жмуровой и Григория Горнова, а также более старшей, но не менее удивительной поэтессы Нади Делаланд.
– Что даёт вам работа над антологией «Наше время»? Ради чего вы это делаете?
– Кроме занятия поэзией, я ещё и читатель. Поэтому ознакомление с обширнейшим пластом современной литературы «Нашего времени» позволяет шире и полновеснее рассуждать в рецензиях и статьях о литературе. Думаю, что сегодня я, благодаря проекту «Наше время», стал самым начитанным филологом. Кроме того, авторы дарят мне свои произведения. А это, поверьте, библиотека из нескольких сотен книг.
Первый «Рубикон» прошёл с успехом
Памяти Алексея Мишина. «O боль моя, родимая сторонка»

Другие новости по теме