Культура

Глинкинская декада: послесловие

22 июня 2011 года в 15:28
1455

Фестиваль – это не только искусство, гости и организаторы. Прежде всего фестиваль – это слушатели, аудитория, публика, то есть люди. Каким им видится старейший в России музыкальный фестиваль, носящий имя Михаила Глинки? Что думают смоляне об увиденном и услышанном?
К нам в редакцию пришёл отклик искушённой и пристрастной слушательницы. Мы не во всём разделяем её оценки, но убеждены, что эта точка зрения будет интересна читателям.

Прежде всего меня радует, что фестиваль сохраняется как историческая, музыкальная и историческая традиция.
Порадовало, что на фестиваль снова приехала музыковед Жанна Дозорцева. Её слова, прозвучавшие на открытии праздника, радуют и настораживают одновременно: в России, за пределами Москвы и Петербурга, почти не осталось музыкальных событий такого масштаба, как наша Глинкинская декада. Видимо, у такого нашего счастья много истоков: сила фестивальной традиции, любимый многими артистами зал Дворянского собрания, географическая близость к столицам. И мы – смоленские зрители, пожилые и юные, семейные и одинокие, искушённые и начинающие…
Стараюсь не пропускать концерт открытия – симфонические оркестры выступают в Смоленске нечасто, иногда концерт открытия Глинкинской декады – единственная в году возможность порадоваться мощному симфоническому звучанию. Концерт «Новой России», безусловно, порадовал: молодые лица музыкантов, обаяние хрупкой солистки Мариинки Ирины Шишковой, эмоциональное выступление Бориса Андрианова. Переполненный восторженный зал.
Концерт духового оркестра. Всё непросто: мощному звуку духового оркестра тесно в зале Дворянского собрания… Но радость большая: в программе симфоническая и оркестровая классика, популярные мелодии. Среди музыкантов много молодёжи, с первых минут обращаем внимание на одного из ударников – он «играет лицом», сопереживает музыке, а по повадкам больше напоминает профессионального спортсмена. Во втором отделении он солирует на ксилофоне, и мы узнаём его имя – Павел Демидов. Безусловно, выступления хороших духовых оркестров должны быть частью Глинкинского фестиваля. Ведь в Смоленске, где есть музыкальное училище, колледж искусств и «целый» институт искусств, нет своего профессионального духового оркестра.
Солисты артпроекта «Тенора XXI века» – любимцы смоленской публики, всегда «ура-браво», всегда успех и переполненный зал. Большой успех выступления этого года – участие Смоленского камерного оркестра. Неожиданно хорошо!
В этом году разочарований не было. Все концерты, что удалось посетить, понравились.

На что хотелось бы обратить внимание:
• Среди людей, желающих приобщиться к культуре, много тех, кто «не умеет» пользоваться кнопкой выключения звонка в сотовом телефоне. Надо учить: напоминать о необходимости выключать звук (как было сделано перед ноябрьским выступлением Алексея Архиповского) или банально приобрести лёгкую «глушилочку».
• Среди зрителей мало молодёжи – старшеклассников и студентов. Надо популяризировать среди них посещение концертов декады. Возможно, предлагая билеты по специальным ценам или пригласительные, которые бы оплачивались спонсорами. Возможно, проводя мини-концерты в одно отделение (например, СмолГУ имеет неплохой вместительный зал и мог бы принять концерт для своих студентов).
• Также, на мой взгляд, стоит сделать традицией детскую часть декады, возможно, специальную программу для дошкольников и младших школьников. Это особые зрители, особенно дошкольники – они захотят петь и танцевать вместе с артистами, поэтому программа должна быть построена с учётом этого и быть короткой по времени.
• Исторически эпоха Глинки – это эпоха салонов. Возможно, один из вечеров декады можно сделать вечером литературно-музыкальных салонов (нескольких!), привлечь силы смоленских театров и/или популярных артистов-чтецов. И это будет вполне «в формате». Например, как часть Всероссийской научной конференции «Эпоха М.И. Глинки. Музыка. Поэзия. Театр».
• Не бояться музыкальных экспериментов, ведь Михаил Иванович в своё время был новатором… В прошлом году частью фестиваля стал концерт Сергея Жилина и его «бэнда». Многие вокальные джазовые коллективы имеют солидный классический репертуар. Можно и их приглашать.
• Хотелось бы больше видеть фестивальных новостей в местной прессе, на радио и ТВ. Всё же интереснее, чем очередное интервью с очередным безликим чиновником…

И о чиновниках:
• Спасибо тем, кто делает фестиваль, кто поддерживает связи с артистами.
• Странно, что на открытии фестиваля мы не увидели руководителей областного Департамента культуры и городского Управления культуры. Да, был вице-губернатор. Но посмотрите на мероприятия федерального уровня: присутствие вице-премьера на открытии выставки, дней культуры и т.п. не означает отсутствия министра культуры, как мне кажется, это своего рода деловой этикет. И интерактивные курсы на будущее.

Олег Кузьмищев: интервью перед премьерой
Видео: Олег Кузьмищев в редакции «Смоленской газеты»

Rambler's Top100