Культура

Гастроли: «Юнона» и «Авось» по-белорусски будет сыграна дважды

3 марта 2011 года в 15:48
Сегодня пятидневные гастроли минского музыкального театра пересекают экватор. Позади классическая оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь» и музыкальная комедия Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан». Но самые эффектные спектакли – впереди. Сегодня на сцене драмтеатра можно увидеть музыкальное ревю по мотивам бродвейских мюзиклов «Однажды в Чикаго», где молодые девушки под автоматной очередью заняты поиском любви и счастья. 4 марта пронзительная история любви, рассказанная Андреем Вознесенским и Алексеем Рыбниковым, прозвучит дважды – в 16 и 19 часов. Завершится музыкальная пятидневка 5 марта двумя балетными постановками – «Кармен-сюитой» Родиона Щедрина и дивертисментом (это значительная часть второго действия) из балета «Щелкунчик».

Художественный руководитель БГАМТ Адам Мурзич и режиссёр Анастасия Гриненко дали интервью «СГ».

- Как родилась идея приехать в Смоленск с гастролями?
- С главным режиссёром Смоленского драмтеатра Виталием Барковским мы знакомы со студенческой скамьи, – рассказал Адам Мурзич. – Мы почти синхронно оканчивали учебные заведения, я – консерваторию, он – театральный институт. В дружеском общении у нас и родилась мысль провести театральный обмен: ваша труппа отправилась в Минск, а мы приехали в Смоленск. Конечно, гастроли музыкального театра – вещь чрезвычайно трудная. Декорации, реквизит, инструменты заняли четыре фуры и пять автобусов.

- По каким критериям вы отбирали спектакли для визита в Смоленск?
- Гастрольная афиша составлена таким образом, чтобы представить смоленской публике самые «свежие» спектакли: и «Однажды в Чикаго», и «Аршин мал алан», и «Кармен-сюита» – премьеры нынешнего сезона и визитные карточки минского коллектива. Бросается в глаза жанровая многоголосица гостевых спектаклей. Отдав предпочтение лёгким жанрам, ненавязчивая развлекательность которых – одно из главных слагаемых кассового успеха, белорусские артисты завершат смоленское турне историями о любви с трагическим финалом.

- В ваших постановках классических оперетт и рок-опер есть какие-либо оригинальные ходы, или они чисто академические, консервативные? Чего ждать смоленскому зрителю?
- Модернистских вольностей в трактовке классического материала, которые допускают некоторые режиссёры, в нашем театре мы стараемся всячески избегать. Естественно, каждый режиссёр привносит своё видение либретто, но волюнтаристское переиначивание авторского текста недопустимо. В этом отношении мы придерживаемся консервативных позиций.

- Как в вашем театре уживается такая полифония жанров? К какому жанру питает пристрастие минская публика?
- Пожалуй, охотнее всего минчане посещают мюзиклы и оперетты. У нас сложился свой зрительский контингент, которая регулярно заполняет наш зал. Чтобы избежать перекосов в сторону оперетточности, мы придерживаемся определённой жанровой ротации: две-три классических оперы, два мюзикла, два детских спектакля и один балет. Средняя наполняемость зала – 75 процентов. Классические оперы пользуются меньшим успехом, но публики менее полузала никогда не бывает. При этом в театре остаётся много проблем. Нам требуются музыканты, чтобы оркестр, как это и подобает музыкально-театральному коллективу, был укомплектован до полуторного состава. Многие спектакли требуют обновления. Выпускники профильных вузов неохотно идут в хор и в балетную труппу.

- Не испытывали ли вы страха, вводя в свой репертуар «Юнону» и «Авось»? С ленкомовской постановкой конкурировать невозможно...
- С автором партитуры рок-оперы Алексеем Рыбниковым нас связывает продолжительное творческое сотрудничество, – рассказала режиссёр БГАМТ Анастасия Гриненко. – Он приезжал на генеральный прогон «Юноны» и «Авось». Все волновались, но когда наша солистка Илона Казакевич запела партию Богоматери, взяв две октавы, от нижней до верхней ми, он был потрясён и даже вскочил со своего места. Мы понимаем, что нам не под силу тягаться с драматическим мастерством артистов Ленкома, но музыкальную ипостась рок-оперы мы воспроизвели с максимальной степенью точности. Спектакль прошёл более 300 раз, пережив смену поколения артистов – исполнителей главных ролей Рязанова и Кончиты.

Справка «СГ»
Белорусский государственный академический музыкальный театр – один из наиболее популярных и любимых в соседней республике. За 40-летнюю историю на его сцене было поставлено более ста спектаклей, многие из которых вошли в золотой фонд белорусской национальной культуры, стали значительными событиями в культурной жизни страны. В сегодняшнем репертуаре театра более тридцати разножанровых постановок: классическая оперетта, мюзикл, музыкальная комедия, комическая опера, рок-опера, балет, спектакли для детей. В 2001 году Белорусскому государственному музыкальному театру было присвоено почётное звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь», а в 2009-м – звание «академического».
Сергей Урсуляк провёл съёмки фильма «Жизнь и судьба» на Смоленщине
Старомодная минская «Мышь»

Другие новости по теме