Премьера в Драматическом: «Benvenuto, Отелло!»
24 февраля в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова состоялась премьера спектакля «Benvenuto, Отелло!» по пьесе Кена Людвига «Одолжите тенора!» Режиссер-постановщик – Игорь Войтулевич.Выбор пьесы не был случайным. Пьесы драматурга Кена Людвига с успехом идут на сценах многих театров мира, включая Россию. Кен Людвиг принадлежит к разряду «коммерческих драматургов», что делает его пьесы столь желанными на театральных подмостках.
Знаменитый певец-итальянец в Кливленде наглотался снотворного, а окружающие решили, что он умер. И скромному администратору оперы Максу предстоит заменить маэстро в роли Отелло. Это обстоятельство провоцирует лавину недоразумений. Но фантасмагория происходящего, калейдоскоп невероятных ситуаций не случаен. Их запускает сам утомлённый гастрольными скитаниями Тито Морелли: «Я не хочу петь». Бывает… Но так устроена жизнь, что кто-то другой может прийти на твоё место. Кто-то молодой, кто хочет петь.
Комедия положений – жанр, востребованный зрителем, желающим расслабиться и посмеяться. И он смеялся. Добротно сделанная пьеса, высокий класс режиссуры и хорошие актёры всячески этому содействовали. И в этой связи совсем непонятны режиссёрские прибавки к тексту. Чего стоят русские народные пословицы в устах Джулии, председателя оперной гильдии Кливленда?! А собственная фраза «итальянский говнюк» показалось режиссёру более сочной и уместной, чем авторское «сукин сын». Зачем? Или это лучше ложится на наши ксенофобские настроения? Обратившись к тексту пьесы, уважаемый читатель, вы не найдёте подобных перлов. А всё потому, что это не просто дурно, а и неполиткорректно. Впрочем, подобными «мелочами» режиссёр, видимо, решил не заморачиваться.
Печально, когда приятный английский юмор сдабривается российской пошлятинкой. Уж если кому-то её не хватает, то можно добрать в телевизоре, практически на всех каналах. В театр для этого ходить необязательно.
Оформление спектакля выше всяких похвал! Музыка, свет, костюмы, декорации. Спасибо всем, кто это сотворил!
Жаль, что первому отделению не хватило температуры, точки кипения страстей. Задать этот высокий градус по пьесе должен был Генри Саундерс, генеральный директор «Кливленд Гранд Опера» в исполнении Олега Кузмищева, задумавший невиданную по дерзости афёру. Но этого не произошло, и первое отделение несколько провисло. И если темп был выдержан, то с ритмом вышло не очень. Жаль, что за темпом часть текста оказалась «нераспознанной» и некоторые слова приходилось понимать из контекста. А ведь Генри Саундерс – это могучая пружина, эдакий заводящийся с пол-оборота холерик и, как сейчас говорят, креативщик, пройдоха, который из любой ситуации выйдет сухим из воды. Именно этот персонаж в первом отделении закручивает механизм всех событий. Накал, лёгкость, искромётность фраз, в которых все слова понятны, – вот тогда веришь. Во втором отделении это стало возникать, но на раскачку было упущено драгоценное время. Почему? Ведь, например, певец, чтобы спеть, должен какое-то время распеваться, разогреваться. Кстати, об этом Тито Морелли говорит Максу по ходу спектакля.
ТИТО: Стоп! (Макс перестаёт петь.) Ну вот что. Ты весь в напряжении. Так дело не пойдёт. Надо расслабиться. Стать самим собой.
МАКС: Я – я – я попробую.
ТИТО: Ладно. Потрясись.
МАКС: Что?
ТИТО: Потрясись всем телом! Вот так. (Тито встаёт и трясётся всем телом, руки висят свободно. Специальное упражнение для певцов.)
Потрястись бы, наверное, нужно было. Ведь первое действие в этом спектакле – как прыжок без разбега в несущийся на огромной скорости поезд! Как же без подготовки? Я говорю об этом потому, что Олег Кузмищев – прекрасный, разноплановый актёр и у него вполне хватает таланта и мастерства, чтобы роль Генри Саундерса по-настоящему зажигала спектакль.
Комедия положений – жанр, требующий почти музыкального чувства ритма и безупречного вкуса режиссёра и исполнителей. И, конечно же, чувства меры!
Радует то, что в спектакле, несмотря на двусмысленность коллизий, ситуация в целом не сползает в пошлость. Но, увы, местами упрямо к этому стремится. Хотя скользкие положения режиссёр обходит элегантно и смешно. Когда захочет.
Элегантная и экзальтированная – такой филигранно сыграла Джулию заслуженная артистка РФ Елизавета Зима! А вот Диана, сопрано, в исполнении Ирины Лисенковой при всей её яркости и темпераменте была несколько из другой оперы… Роль сделана резкими, тяжёлыми и размашисто-небрежными мазками, что-то типа «мущщина, дайте даме цигаретку!». Даже при всех допущениях и театральной условности жанра Джулия выглядела героиней другого романа и не во всём совпадала с темпо-ритмическим звучанием всего спектакля.
Андрей Курганов, исполнитель главной роли Макса, блестяще с ней справился. Фарсовая манера игры выдержана им на всём протяжении спектакля. И сделано это изящно и непринуждённо. Безупречны чувство стиля и манеры. Конечно, во всём этом видна рука мастера, коим является режиссёр Игорь Войтулевич.
Игорь Голубев (знаменитый тенор Тито Морелли) умело и достойно провёл роль через все подводные камни жанра. За жёстким внешним рисунком роли виден характер человека: вздорного и в то же время доброго и открытого, искреннего и печального. Актер убедителен и достоверен.
Его жену Марию сыграла заслуженная артистка РФ Ирина Голованова. Их супружеский дуэт получился. Их диалоги точны и стилистически выверены. Однако при всём темпераменте в персонаже Ирины Головановой чувствуется некоторая рафинированность и отстранённость. А ведь по пьесе она действительно горячо любит своего знаменитого супруга.
Ярко и точно сыграл посыльного в гостинице Андрей Шанин. А как мила Мэгги, девушка Макса, в исполнении Виктории Клевцовой-Абакумовой! Она жива, непосредственна и просто очаровательна.
Лёгкий жанр, а именно к нему ближе всего комедия положений, требует лёгкости исполнения. Пока ещё ощутимы некоторые усилия, что со временем должно пройти. Ведь спектакль – живое существо со своими подъёмами и спадами. По мнению Мейерхольда, спектакль рождается на сотом показе…
Послевкусие. Оно иногда важнее, чем вкус. Ведь театр – это то, что остаётся в душе зрителя. В моей душе осталась радостная надежда. Режиссёрский рисунок спектакля целостен и точно задан. Прекрасный актёрский ансамбль. А пьеса какая! Так что со временем этот спектакль имеет все шансы стать бриллиантом в короне театра драмы.
Фоторепортаж Дмитрия ПРУДНИКОВА gt;gt;>