Живопись с немецким акцентом
Культура

Живопись с немецким акцентом

18 ноября 2018 года в 12:00
861

В КВЦ имени Тенишевых работает выставка «Художники немецкой школы. Этапы развития немецкой и австрийской живописи XV–XIX веков». В экспозиции представлены работы из частного собрания коллекционера Василия Горященко.

От готики до классицизма

Это уже третья выставка произведений старых европейских мастеров, организованная благодаря Василию ГОРЯЩЕНКО. На первых двух были представлены работы живописцев Нидерландов и искусство «малых голландцев».

– Художники немецкой школы не являются основной темой моего коллекционирования, – объясняет Василий Григорьевич. – Просто так получилось, что приобретались отдельные экземпляры, а потом они обрастали историей, и в итоге родилась такая выставка. Возможно, название «Этапы развития…» звучит для неё слишком громко, потому что здесь представлены далеко не все эпохи и стили, по которым можно представить полную картину развития немецкого и австрийского искусства, но любопытные работы точно есть.

По словам коллекционера, изюминкой экспозиции являются четыре произведения позднего Средневековья, три из которых выполнены неизвестными мастерами разных немецких школ. Ещё одна принадлежит кисти Вильгельма Штеттера, который до середины прошлого века тоже атрибутировался без имени – только по первым инициалам, использованным в авторской подписи.

– К сожалению, немецкое искусство у нас в стране вообще слабо представлено, – говорит Василий Горященко. – Даже в центральных музеях мало достойных живописных работ, нет первых имён. Понятно, что на этой выставке тоже обошлось без громких фамилий, за исключением, пожалуй, двух представителей бидермейера – Фердинанда Вальдмюллера и его ученика Антона Ромако.

В экспозиции представлены 17 оригинальных произведений немецких и австрийских живописцев. Это работы не только разных жанров, но и разных школ, эпох и стилей – от пламенеющей готики до классицизма. Остановимся подробнее на нескольких.

На створке алтаря

Открывает экспозицию работа «Святой Георгий отказывается поклоняться языческому идолу» 1480 года. Автор – швабский художник – неизвестен, но, по мнению коллекционера, относится к кругу Бартоломеуса Цайтблома – знаменитого немецкого мастера алтарной живописи.

– Вообще, позднее Средневековье в немецком искусстве – это как раз история алтарей, – продолжает Василий Горященко. – Когда начали строить готические храмы всё выше и выше в небо, в них уже практически не было византийских стен с росписями и мозаикой. Всё внимание художников было сосредоточено на алтарях, и даже когда в немецких землях стал проповедоваться протестантизм, эти иконы не сжигали, а перенесли в музеи как произведения искусства.

«Святой Георгий…» тоже выполнен на створке алтаря. На картине изображён император Диоклетиан и его слуги, которые привели великомученика поклониться языческим идолам и отречься от Христа. За свой отказ подчиниться монаршей воле Георгий в тот же день был колесован, но это уже осталось за рамками сюжета.

Отмеченный крестом

Картина «Снятие с креста» написана в начале XVI века. Подпись автора – инициалы WS и характерный мальтийский крест.

– Долгое время этого художника так и называли: «мастер WS с мальтийским крестом», – поясняет Василий Горященко. – И только в 1952 году удалось установить его подлинное имя. Немецкий учёный Ян Ротт доказал, что это Вильгельм Штеттер. Пока это абсолютно новое имя в искусствоведческой литературе. Известно только, что он был учеником Бальдунга Грина, который в свою очередь перенимал мастерство у Альбрехта Дюрера – это имена, которые составляют гордость немецкого искусства.

Ещё одна работа религиозной тематики изображает ритуал монахов Ордена ионитов. Её автор – неизвестный художник дунайской школы. Кстати, анонимность можно назвать отличительной чертой той эпохи, где основным заказчиком на произведения искусства была церковь. Позже её на этом поприще заменят монархи, и живописцы выйдут из тени…

После барокко

Братья Гамильтон – австрийские художники, работавшие на стыке XVII–XVIII веков, шотландцы по происхождению. Они известны именно своими натюрмортами, отличающимися верностью природе и тщательностью исполнения. Два их произведения можно увидеть на выставке.

Начало художественной династии положил ещё их отец Джеймс Гамильтон, который жил и работал в Англии при короле Карле I. После трагической гибели монарха живописец бежал в Брюссель. Его сыновья Филипп Фердинанд и Джон Джордж продолжили семейную традицию уже на службе у немецких и австрийских курфюрстов и императоров. Их работы, пожалуй, можно отнести к позднему барокко.

Далее – XIX век и бидермейер. Этот стиль является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру. В нём отразились представления бюргерской среды, где формы, характерные для ампира, преобразовываются в духе интимности и домашнего уюта. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Тщательно выписываются интерьер, природа и бытовые детали.

– Фердинанд Вальдмюллер, безусловно, – король бидермейера, значительная фигура среди австрийских художников, – считает Василий Горященко. – Однако интересен и его ученик Антон Ромако, работу которого тоже можно увидеть на выставке.

Кстати, сам Вальдмюллер не очень жаловал этого ученика, считая его бесталанным. Да и у других современников, судя по всему, живопись Ромако восторгов не вызывала, так что умер художник в нищете. А вот сейчас он считается одним из наиболее интересных авторов «эпохи Рингштрассе».

С каллиграфической точностью

Отдельно стоит остановиться и на пейзаже Карла Хилгерса – мастера Дюссельдорфской школы. О жизни и работе этого художника, к сожалению, известно очень мало, хотя творчество его обширно и тематически разнообразно. Но в первую очередь искусствоведы отмечают его пейзажи – романтические и лёгкие. В том числе зимние и речные сцены, написанные в голландской традиции.

Пейзажи – это как раз то, чем особенно славилась в XIX веке Дюссельдорфская школа живописи. Работы её последователей характеризуются точностью мелких деталей, причудливостью сюжета, часто с изображением большого количества религиозных или аллегорических фигур.

– Дюссельдорфская школа в своё время дала очень сильный толчок для развития русских пейзажистов конца XIX века, – рассказывает Василий Горященко. – А сейчас рынок просто заполонили картины наших передвижников, переделанные из немцев. Потому что очень похожи стиль и манера письма…

Завершают экспозицию парные парадные портреты вельмож, найденные в одном из австрийских замков. Их автор – францисканский монах, пожелавший остаться неизвестным.

Выставка «Художники немецкой школы…» будет работать до 13 января 2019 года.

Фото: Сергей Семенов

Ольга Суркова

На великом русском языке
В Смоленске подвели итоги областного фестиваля-конкурса «В начале было слово»

Rambler's Top100