Город, которого нет. На фотовыставке в КВЦ имени Тенишевых можно увидеть Смоленск конца XIX века
Культура

Город, которого нет. На фотовыставке в КВЦ имени Тенишевых можно увидеть Смоленск конца XIX века

27 октября 2018 года в 12:06
207

Выставка исторической фотографии «Смоленск сквозь столетия» – это прекрасная возможность окунуться в атмосферу города, которого уже нет. Увидеть улицы и здания, уничтоженные временем и людьми. Молоховские ворота, Благовещенская надвратная церковь, деревянные водораздаточные будки первого городского водоканала… Подготовка к приезду царской семьи, фашистская оккупация, ударное строительство первых послевоенных лет… Время, события, люди, случайно попавшие в кадр, – теперь это чёрно-белые фрагменты самой истории, из которых внимательный зритель сможет сложить свою картинку.

Подобная выставка проводится в Смоленске впервые. В экспозиции много снимков одних и тех же мест с разницей в десятилетия. По ним можно легко проследить, как изменялся облик города с течением времени.

– Например, на этих фотографиях – история одного дома, – рассказывает автор проекта «Смоленск сквозь столетия» Игорь ТРАПЕЗНИКОВ. – Я его называю «дом с фронтоном». Или «дом номер семь почтово-телеграфного ведомства», потому что именно эта надпись представлена на фото 1918 года. Первая его фотография сделана в 1912 году. На ней рабочие вывешивают гирлянды из лампочек, складывающихся во фразу «Боже, царя храни», – Смоленск готовится к встрече царской семьи. Рядом афиша с программой пребывания Николая Второго в городе. А на фото 1918-го уже совершенно другие лозунги. Великая Отечественная война – дом полностью разрушен. Снимок 1949 года – здание восстановлено, хотя и не в первозданном виде. Впрочем, несколько лет спустя его снесут, чтобы начать на этом месте строительство нового большого дома…

Ещё больше снимков складываются в серию, посвящённую истории ещё одного здания – Смоленской хоральной синагоги, построенной по проекту Николая Запутряева в 1910 году. На самой ранней фотографии здание ещё с куполами, на фото 1914 года их уже нет – сняли. В 1932 году синагогу переделывают под кинотеатр «15 лет Октября», тут же окрещённый народом в «пятнашку». Снимки времён оккупации: кинотеатр работает, на афише «Фрау Луна» – довоенный музыкальный фильм для немецких солдат. Дальше уже послевоенная фотография – здание в лесах. Немного другой ракурс – на фото с точной датой «7 ноября 1957 года»: бывший кинотеатр по-прежнему в лесах, а рядом – пивной ларёк, где собираются люди перед демонстрацией. Следующий снимок – уже узнаваемый фасад техникума связи (сейчас – колледж телекоммуникаций) на улице Коммунистической…

– Идея этой выставки родилась и вынашивалась давно, – признаётся Игорь Трапезников. – Однако осуществить её удалось только сейчас. И этот проект получился действительно масштабным, хотя здесь представлены только треть, а то и четверть фотографий, которые есть в моём архиве. Здесь много интересного, огромное количество историй. Историй в фотографиях.

– Игорь Аркадьевич рассказал нам об этом проекте ещё в начале года, – дополняет исполняющий обязанности директора КВЦ имени Тенишевых Александр ВЯЛЫХ. – И Людмила Анатольевна Жук, выслушав его, сказала, что, несмотря на то что у нас всё расписано на год вперёд, мы обязательно найдём место. Потому что выставка действительно необычная. Мы можем наблюдать виды Смоленска в трёх столетиях – конце XIX, XX и начале XXI. И это, безусловно, будет интересно каждому, кто интересуется историей.

Большой формат позволяет не только рассматривать снимки, но и создаёт некий эффект присутствия, когда зритель может буквально ощутить себя частью кадра.

– Я где-то слышал такое утверждение: маленькую фотографию рассматриваете вы, а большая – вас, – замечает Игорь Трапезников. – В эти снимки действительно хочется войти. Почувствовать себя в том времени, когда они были сделаны…

Фотовыставка «Смоленск сквозь столетия» будет открыта для просмотра до 11 ноября.

Игорь Трапезников: история в фотографиях

– Игорь Аркадьевич, расскажите, как родился проект «Смоленск сквозь столетия»…

– Я выпустил две книги: «Привет из Смоленска» и «Возвращение в Смоленск», где были использованы фотографии конца XIX – начала XX веков. Кроме того, у меня хранится большой архив снимков 70–80-х годов. И я заметил, что на многих изображено одно и то же место, только с разницей в несколько лет, а то и десятилетий. Получается такая история улицы или дома. Или нашей крепостной стены. И благодаря этому можно проследить за динамикой изменений облика Смоленска на протяжении почти полутора веков. Мне показалось, что увидеть это будет интересно многим.

– Какие интересные открытия ждут зрителей на этой выставке?

– Здесь есть очень любопытные фотографии с изображением зданий, которых уже нет. Например, магазин купца Тураева – вот этот красивый дом рядом с гостиницей «Европа» с её знаменитыми часами. Вот два снимка с разницей в год: 1941–1942. На первом магазин ещё есть, а на втором он уже уничтожен.

Или вот несколько фотографий, по которым видно, как менялся облик памятника Софийскому полку. Первая – 1912 год, столетие Отечественной войны. Так выглядел монумент, на открытии которого должен был присутствовать император. Но во время смотра войск произошла неприятная история, когда к Николаю Второму бросился один из солдат Софийского полка с прошением об отставке. И разозлившийся государь тогда проигнорировал открытие памятника, даже не подойдя к нему. Тогда монумент решили перестроить, чтобы, выдав за новый, открыть уже спустя два года. И на следующем снимке видно, что обелиск действительно преобразился, увенчанный в том числе фигурой орла. В годы фашистской оккупации памятник сильно пострадал, и интересно, что вначале его восстанавливали по первоначальному проекту 1912 года. И только спустя несколько лет вновь дополнили элементами, появившимися после перестройки монумента.

– А для вас лично были какие-то открытия при подготовке этого проекта?

– Да. Я до недавнего времени не обращал внимания, что на многих старых фотографиях с видом достопримечательностей Смоленска изображены деревянные одноэтажные домики, расположенные в различных частях города. Например, у Никольских ворот, на Королевской улице. Или у духовной семинарии. А оказалось, что это водозаборные будки первого городского водоканала, построенного в 1890 году инженером Алексеем Григорьевичем Малеваным. На некоторых фотографиях видно, как люди набирают воду или от будок отъезжают повозки с бочками. Интересно, что во время оккупации, то есть спустя полвека, этот водоканал всё ещё функционирует, свидетельства чему – всё те же снимки.

– А сами снимки как появились в вашем архиве?

– По-разному. Некоторые были найдены буквально на помойке и принесены мне. Понятно, что ни авторы, ни обстоятельства их жизни в этом случае неизвестны. А вот эта фотография досталась мне в ужасном качестве просто на клочке, так что пришлось восстанавливать. Хотя снимок уникальный – демонстрация перед соревнованиями на стадионе. И даже дата подписана на обороте: 14 июня 1931 года.

– Смоленск меняется на протяжении полутора столетий. Всегда ли эти изменения делают его лучше?

– На этот вопрос сложно ответить. Вот, допустим, здание банка на Большой Советской. До войны оно было построено в стиле конструктивизма, а после это уже победный сталинский ампир. Лучше или хуже стало? Или сквер Памяти Героев. Исчезла решётка, которая ещё есть на фото 1973 года. Несколько раз изменялся дизайн Вечного огня…

– А какие места в Смоленске самые родные для вас лично?

– Так получилось, что именно их и нет на этой выставке. Это Офицерская слобода, где я, можно сказать, прожил всю жизнь…

Фото: Сергей Семенов

Ольга Суркова

Вначале был Моцарт
Смоленский мастер объединил историю, религию и космос в деревянных шедеврах

Rambler's Top100