Культура

Аркадий Пластов: от этюда к картине

13 октября 2018 года в 17:00

В Художественной галерее Смоленского музея-заповедника открыта выставка работ народного художника СССР Аркадия Пластова. В экспозиции представлены портреты и пейзажи, написанные в разные годы, одна из авторских копий знаменитого полотна «Фашист пролетел», а также многочисленные этюды к картине «Гость с фронта». Материалы для выставки, приуроченной к 125-летию Аркадия Пластова, предоставлены внуком художника Николаем.

Автопортрет с кистью

Аркадий Пластов родился в январе 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии (ныне Ульяновской области) в семье потомственных иконописцев. Отец и дед мальчика расписывали местную Богоявленскую церковь, построенную, кстати, по чертежам всё того же деда.

Три года проучившись в сельской школе, Аркадий поступает в Симбирское духовное училище, а по его окончании – в семинарию. Однако стать священником, как несколько поколений его предков, мальчику было не суждено.

– Поворотным в судьбе Аркадия Пластова стал 1908 год, когда в село приехали иконописцы – подновить то, что расписали отец и дед, – рассказывает научный сотрудник Художественной галереи Екатерина СЕРГЕЕВА. – Общество поручило отцу руководство и надсмотр за работами.

Позже сам Аркадий так будет вспоминать этот эпизод: «Но вот с отцом полезли под купол к весёлым кудрявым богомазам. Запах олифы, баночки с красками, саженные пророки, архангелы с радужными крыльями обступили меня кругом… Живопись была мазистой, резкой. Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождается какой-нибудь красавец в хламиде цвета огня, и потрясающий неведомый восторг, какой-то сладостный ужас спазмами сжимал моё сердце. Тут же я взял с отца слово, что он мне купит вот таких же порошков, я так же натру себе этих красивых – синих, огненных красок и буду живописцем и никем больше…»

С четвёртого курса духовной семинарии Аркадий Пластов, получив благословение ректора, едет в Москву, где его ждёт учёба в двух лучших художественных учебных заведениях – в Строгановке и МУЖВЗ, учителя Илья Машков, Леонид Пастернак, Сергей Волнухин. А дальше – первый показ своих работ на заседании худсовета, в составе которого Игорь Грабарь, Константин Юон и Илья Машков, и знаменитый возглас последнего: «Слава тебе, Аркадий Пластов!»

«Фашист пролетел»

Картина «Фашист пролетел» (первоначальное название – «Немец пролетел») считается одной из визитных карточек художника. Первый вариант был написан им в 1942 году – в самый разгар Великой Отечественной.

– Эта работа обладает безграничной силой эмоционального воздействия, – говорит Екатерина Сергеева. – Газеты того времени называли её одной из самых драматических. Гибель ребёнка среди мирной природы выглядит страшной, непоправимой бедой, противоречащей законам Вселенной.

В ноябре 1943 года картину выставили в зале советского посольства в Тегеране, где встречались руководители СССР, США и Великобритании. По свидетельству очевидцев, она просто потрясла Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, принимавших тогда решение об открытии второго фронта.

Как вспоминал сын художника Николай, Аркадий Александрович написал эту картину в рекордно короткие сроки – за семь дней. Причём замысел возник вдруг, внезапно – во время работы на пленэре над осенним этюдом.

Впоследствии полотно приобрела Третьяковская галерея. А в 1944 году была написана ещё одна авторская копия – для Русского музея. На выставке же представлен третий, более поздний вариант, созданный в 1971–72 годах.

«Гость с фронта»

Центральную часть экспозиции занимает единственная работа Аркадия Пластова из собрания Смоленского музея-заповедника – «Гость с фронта» и многочисленные эскизы к ней, предоставленные внуком художника. И это редкая возможность увидеть не только результат, но и этапы творческого процесса.

– «От этюда к картине» – так можно назвать эту часть выставки, – поясняет Екатерина Сергеева. – У каждого героя, изображённого здесь, – свой прототип. Это односельчане автора, которых тот часто изображал в своих работах.

– Конечно, старики – очень конкретные и узнаваемые: это братья Тоньшины, Иван и Фёдор, – дополняет Николай ПЛАСТОВ, внук художника. – А вот главный герой – образ собирательный. Это хорошо видно на эскизах. Но так всегда бывает, когда художник задаётся целью создать не просто персонаж, а образ типический. Тогда и приходится вносить в него черты разных людей.

Интересна и сама история появления «Гостя с фронта» в собрании Художественной галереи. В приходных документах от 31 июля 1975 года она значится как работа неизвестного художника «Прибыл на побывку», приобретённая Смоленским музеем за 100 рублей у станции Смоленск-центральный.

– В нашей семье эта картина долгое время считалась утраченной, – рассказывает Николай Пластов. – Но однажды друг моего отца, тоже художник, Андрей Николаевич Макаров, будучи на железнодорожном вокзале в Смоленске, в ожидании поезда коротал время в буфете. Там ему на глаза попалась картина неизвестного художника. Он долго всматривался в полотно и вдруг понял, что это Аркадий Пластов. Своим открытием он поделился с работниками музея, и те приобрели картину в свою коллекцию…

Запах родины

Собственно, с картины «Гость с фронта» и началось знакомство нынешних сотрудников Смоленской художественной галереи с Николаем Пластовым, которое и привело к организации этой замечательной выставки.

– Меня заинтересовало, почему у картины два названия, – признаётся Екатерина Сергеева. – Я решила поискать дополнительную информацию в фондах и обнаружила ещё и третье. За уточнением обратилась к внуку художника, а он рассказал о том, что в семейной коллекции сохранились многочисленные этюды к этой работе.

Понятно, что одними этюдами вклад Николая Пластова в выставку, посвящённую юбилею деда, не ограничился. Благодаря чему смоляне могут увидеть деревенские пейзажи, выполненные в родных художнику местах, и целую галерею портретов жителей Прислонихи. Это абсолютно реалистичные и очень эмоциональные изображения обычных людей из сельской глубинки – с их простыми лицами, грубыми натруженными руками, в повседневной одежде…

– Когда я, готовясь к выставке, изучала информацию об Аркадии Пластове, меня поразил один очень тонкий момент, – продолжает Екатерина Сергеева. – Готовясь к творческой поездке в Италию, художник настриг в родной Прислонихе душистых луговых трав, засушил и сложил в мешочек. Он представлял, как будет вдыхать этот запах за границей, чтобы постоянно ощущать свою связь с родиной…

– И сама экспозиция, и то, как подан материал, – всё выполнено достойно, с большим художественным вкусом, – так охарактеризовал выставку Николай Пластов. – А то, с каким уважением, как трепетно оформлены эти этюды на кусочках холста, просто вызывает искреннюю благодарность. Надеюсь, что когда-нибудь я сделаю здесь ещё выставку, и, возможно, даже не одну. Потому что работ Аркадия Пластова в семейном собрании много, и темы могут быть самыми разными: детство, состояния природы, животные, книжные иллюстрации… Когда-то я подсчитал, что о его творчестве можно издать 23 книги, и ни одна из них не будет похожа на другую…

Выставка 6 +

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

В Смоленске пройдет Всероссийский фестиваль-конкурс народных хоров и вокальных ансамблей «Поет село родное»
В Смоленском музее-заповеднике пройдет объединяющая Всероссийская акция «Ночь искусств»

Другие новости по теме