Культура

Путь творчества Людмилы Ельчаниновой

13 декабря 2010 года в 16:24
3362

В эти дни в зале исторического музея проходит совместная выставка Ельчаниновых «Путь творчества», посвящённая их трём 50-летним юбилеям: супружества, творчества и жизни в Смоленске. А накануне открытия выставки в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки» состоялось открытие памятника матери. Автором его является заслуженный художник России, скульптор Людмила ЕЛЬЧАНИНОВА.
– Вообще-то это не памятник, а садово-парковая скульптура, я её назвала «Мать и дитя», – рассказала Людмила Александровна. – 1 июня этого года мы с мужем делали выставку своих работ в этом центре. Мне очень понравилась территория, и появилась задумка оформить её уютной садово-парковой скульптурой. После выставки Владимир Васильевич подарил центру свою работу – портрет Михаила Ивановича Глинки, а я подарила небольшую скульптуру «Мать и дитя». Территория центра большая, благоустроенная, и, конечно, коллективу хотелось её украсить. Они приобрели у меня скульптуры «Садовница», «Аист» и попросили сделать садово-парковую скульптуру, которая облагородила бы их территорию. Я сделала много эскизов на тему детства.
И когда представители коллектива приехали ко мне в мастерскую, выбрали «Мать и дитя». За два с половиной месяца напряжённой работы я выполнила скульптуру, её отлили в бронзе. Размер её небольшой – 1 метр 35 сантиметров и ещё пьедестал 90 сантиметров. Получилось хорошо. Установили в прекрасном месте. Но в моей творческой жизни впервые получилось так, что моя садово-парковая скульптура поставлена на пьедестал.
– Можно теперь её назвать памятником матери…
– Называют уже…
– А какие ваши скульптуры стоят в общественных местах в Смоленске, области?
– В деревне Караваево Новодугинского района установлена моя скульптура, выполненная в виде стелы, на которой фигура матери. Эта работа посвящена всем матерям, оплакивающим своих сыновей, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Эта фигура матери, как ангел-хранитель… На улице Октябрьской революции, напротив магазина «Кругозор», стоит ещё одна моя скульптура «Мать и дитя», высота её два метра десять сантиметров. В Смоленске, в бассейне «Волна», установлен «Пловец-ныряльщик», на территории завода «Кристалл» – птица Феникс, бюст Раевского в сквере Памяти героев. И одна из моих любимых работ – княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Скульптура установлена в 2008 году во Флёново.
– Идёт по дорожке, впечатление, что вот она здесь, гуляет с нами…
– Да, да, так и было задумано.
– Людмила Александровна, через три года Смоленску исполнится 1150 лет. Юбилей! Вот если бы вам сказали: городу необходима садово-парковая скульптура, то где бы и что вы установили?
– Столько в Смоленске уголков, которые просто просятся быть украшенными!
– А конкретнее?
– Около сельхозинститута есть рекреация – там можно было бы установить скульптуру любого из смоленских святых. Собор ведь недалеко. На пересечении улиц Октябрьской революции и Дохтурова просто просится скульптура, посвящённая молодой семье. А дальше по Октябрьской, ближе к Кирова, можно установить что-то связанное с одной из смоленских легенд. Скверик около «Телепорта». Здесь уместной была бы стела – и наверху птица Феникс. В спальных районах города необходима садово-парковая скульптура! Чем силён провинциальный город? Скверами, зелёными зонами. Не надо их застраивать домами, вырубать. Надо облагораживать зелёные зоны.
– А какие скульптуры здесь можно установить?
– Сказочных персонажей, птиц, животных! Мы же Блонье теперь просто не представляем без Оленя! А если в микрорайонах появятся свои скульптуры, то они не будут такими безликими.
– Хочется, чтобы то, о чём вы рассказываете, сбылось к юбилею города.
– Всем смоленским художникам хочется, чтобы Смоленск к юбилею стал краше, но от нас, боюсь, ничего не зависит.
– Можно личный вопрос?
– Попробуйте…
– 50 лет вы прожили вместе. Два больших художника, два ярких дарования, как удалось не потерять любовь?
– Когда мы поженились, я была очень наивна, многого не понимала, но всегда знала, что рядом со мной талантливый человек. Я для себя определила сразу: семья – на первом месте, творчество – на втором. Все художники эгоисты. Но в семье один человек не должен быть эгоистом, в неэгоисты я выбрала себя. Владимир Васильевич – народный художник России, член-корреспондент Академии художеств, но я всегда первый ценитель его работ, как и он моих.
–Критикуете друг друга?
– Нет, ему несвойственно это, он всегда во всём поддерживает меня, своих учеников, а я могу покритиковать…
– Как вы при такой большой творческий загруженности успеваете готовить, вести домашнее хозяйство?
– Возвращаемся из мастерской, Владимир Васильевич заходит в магазин прикупить продуктов, а я скорее домой – картошки почистить, отбивные сделать. Он тоже готовить умеет, совершенно мастерски солит горбушу, форель, но в основном готовлю я. Полуфабрикаты, как бы ни была занята, не использую.
– А фирменное блюдо?
– Пирог из слоёного теста с капустой.
– Новый год как отмечаете?
– По-разному. Бывает, что в гости выбираемся, но чаще сейчас дома, к себе зовём гостей. Дочка с зятем, внук приходят, друзья-художники, с кем вместе переехали из Москвы в Смоленск.
– Загадываете желания на Новый год?
– Да, но они всегда сокровенные.
– Исполняются?
– Не всегда…

Куда исчезла звездная аллея в Смоленске?
Актёр Андрей Курганов: Найти своего режиссера

Rambler's Top100