238-й – финал!
Культура

238-й – финал!

15 июля 2018 года в 12:27
815

Смоленский государственный драматический театр им. А.С. Грибоедова закрыл 238-й сезон премьерой «Хитроумная влюблённая» по мотивам пьесы Лопе де Веги. А перед спектаклем состоялось подведение итогов уходящего театрального года. Центральным событием 238-го сезона стал VI Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег», который собрал лучшие коллективы из России, Республики Беларусь, Казахстана и Швеции. Кроме того, в рамках программы «Большие гастроли» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры Российской Федерации Смоленский драмтеатр принял участие в обменных гастролях с Ивановским областным драматическим театром, Орловским академическим театром имени И.С. Тургенева, Белорусским государственным академическим музыкальным театром. На главной сцене Смоленска выступили Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна и Рижский русский театр имени Михаила Чехова.

За яркие работы в театральном сезоне 2017–2018 годов были награждены: в номинации «Вклад в сезон» – Александр Кащаев, в номинации «Лучшая главная мужская роль сезона» – Анатолий Бибекин (за роль Василия Семёныча Кузовкина в спектакле «Нахлебник») и заслуженный артист Российской Федерации Игорь Голубев (за роль Филиппа Филипповича Преображенского в спектакле «Собачье сердце»), в номинации «Лучшая женская роль сезона второго плана» – народная артистка Российской Федерации Людмила Сичкарёва (за роль Дарьи Петровны Ивановой в спектакле «Собачье сердце»), в номинации «Лучшая мужская роль сезона второго плана» – Евгений Ракицкий (за роль Павла Николаевича Елецкого в спектакле «Нахлебник» и за роль Зета в спектакле «Необыкновенные приключения»), в номинации «Яркая роль сезона» – Константин Юхневич (за роль Шарикова Полиграфа Полиграфовича в спектакле «Собачье сердце»), в номинации «Яркая эпизодическая роль сезона» – Ирина Лисенкова (за роль Вяземской в спектакле  «Собачье сердце»), Юрий Гапеев (за роль Флегонта Александрыча Тропачёва в спектакле «Нахлебник»).

Награды вручила заместитель начальника департамента Смоленской области по культуре и туризму Ольга Романенкова. Она поздравила сотрудников театра и зрителей с завершением сезона и отметила, что 2019 год указом президента РФ объявлен Годом театра, а значит, и будущий сезон станет не менее интересным для поклонников Мельпомены.

В прошедшем театральном сезоне были представлены пять премьерных спектаклей, а последним из них стала комедия в двух действиях «Хитроумная влюблённая». Это история об испанских страстях, неравном браке и женской хитрости.

В постановке Алины Сорокиной блистательный текст Лопе де Веги сопровождается зажигательными испанскими танцами и страстными песнями. После премьеры мы пообщались с режиссёром.

– Алина Николаевна, поздравляю, премьера состоялась, зрители аплодировали стоя. А каково ваше личное впечатление от спектакля, от готового материала? Всё ли получилось, как вы задумывали?

– Когда ты готовишь спектакль, есть вещи, которые в самом начале продумываешь. Подразумеваешь, что вот там будет реакция зрителей, там будет смех, а потом глаз замыливается, и ты уже не реагируешь на них. Но хорошо, что мы оставили эти моменты, и сегодня на них зритель активно реагировал. И это очень важно – слышать тех, для кого ты работаешь. Я сидела и думала: театр – это актёры и, конечно же, все остальные специальности, но только когда в зале есть зритель, спектакль становится полноценным.

– Почему на закрытие театрального сезона была выбрана пьеса Лопе де Веги?

– Есть тут тонкий момент – может быть, личный, но, на мой взгляд, очень актуальный. Время диктует новые формы поведения, и они немного перевёрнуты. Если ты человек не наглый, не дерзкий, если в тебе есть хоть немного скромности, то тебе очень сложно. Нужно научиться выкручиваться, изворачиваться, чтобы при этом и честь соблюсти, и самоуважение не потерять. И в пьесе это есть...

– Как у вас начинается работа над постановкой?

– Если меня какое-то произведение задело, то есть я нашла там идею, то я должна её «протащить». Нет смысла браться за спектакль, пока ты не знаешь, как его будешь представлять, через что. Работая над постановкой пьесы «Хитроумная влюблённая», я поняла, что у меня ведущей визуальной картинкой будет пасадобль – испанский танец, имитирующий корриду. Как мы себе представляем Испанию? Это красное и чёрное, коррида и серенады. Красный фон и чёрные фигуры. Отсутствие конкретики будит воображение: кто эти фигуры, кем они являются? Я этот энергичный танец пыталась провести через спектакль.

– В Смоленске вы работаете с 2017 года, и здесь у вас состоялось уже пять премьер. Одна из первых – «Любить нельзя помиловать» – ваш дипломный проект, который вы недавно защитили в Российском институте театрального искусства (ГИТИС). А как обычно вы выбираете то, что будете ставить?

– К каждому спектаклю, наверное, свой подход. Есть мнение, что режиссёр ставит один и тот же спектакль всю жизнь. И это, наверное, так. Хотя сюжеты абсолютно разные, но если внимательно смотреть, между ними есть какая-то наболевшая вещь, и она проходит через каждый спектакль, независимо от того, трагедия это, комедия или сказка. Когда я училась филологии, читала много произведений – какие-то из них меня зацепили. И я стараюсь думать об этих вещах, и тогда вытягивать и смотреть: это актуально или неактуально, только мне интересно или будет интересно и другим.

– Вы вообще любите читать? Насколько чтение важно для человека?

– Чтение очень важно. Но, конечно, в том объёме литературы, который есть сейчас, очень сложно выбрать книгу, написанную нормальным языком, где будет хоть сколько-нибудь оригинальный сюжет. Есть авторы, которых читаешь и сразу видишь картинки, как бы видишь кино. Тогда это цепляет.

– Вы бы могли назвать таких авторов – русских или зарубежных?

– Если брать классиков, обычно говорят, что люди делятся на тех, кто любит Достоевского, и тех, кто любит Толстого. У меня с Достоевским не сложились отношения. Я понимаю, что он замечательный, но, на мой взгляд, слишком депрессивный. А Толстой лично для меня слишком «сухой». Из русской классики мне нравится Тургенев. «Отцы и дети», Базаров – это просто замечательный для меня образ. Не знаю, почему и как, но он на многие годы остался у меня в голове. А среди зарубежных романтик Вальтер Скотт хорош. И мне очень понравился современный английский автор Джон Аберкромби. Вот когда его читаешь, то видишь кино. И в его книгах не плоские персонажи и интрига закручена. Хороших авторов очень много, просто это первое, что пришло в голову.

– У вас первое образование филологическое?

– Я окончила романо-германскую филологию. Я – филолог-переводчик. Но с раннего детства мечтала стать режиссёром. Все мои друзья знали, но я почему-то скрывала это от родителей. Для папы-режиссёра я делала инсценировки, переводы пьес. А когда папы не стало, осталось чувство вины, что есть вещи, которые я ему обещала сделать. Я стала размышлять: если я их сделаю, кто же их поставит? И тогда я решилась осуществить мечту. Позвонила, узнала, где берут на режиссуру, когда можно ехать. Написала экспликацию, подготовила программу, приехала, абсолютно не зная, что будет три конкурса, не знала, что будет восемь экзаменов. Так всё и началось...

– Вы поступили в ГИТИС?

– Да. У меня был замечательный мастер – народный артист России Валерий Романович Белякович. Он меня взял. Дальше началась настоящая театральная жизнь. Я ещё работала в ростовском театре. Я там написала сценарий, мы ставили шоу новогоднее, а потом так получилось, что мне захотелось уже работать режиссёром. Я стала искать, где могу поставить дипломный спектакль. Спасибо Людмиле Николаевне и Виталию Михайловичу – меня пригласили в Смоленск. А когда уже приступила к репетиции, мне предложили поставить сказку, и я поставила «Капризную принцессу». И вот как-то так получилось, что я здесь осталась.

– А как работается со смоленскими актёрами?

– Мне с ними очень хорошо работается. Очень легко. Может, потому, что для меня актёрский мир с детства понятен и естественны те вещи, которые могут показаться странными для обычных людей. От работы с актёрами я получаю удовольствие.

Фото: из архива театра

Ольга Курцева

В поисках сакрального сосуда
Смоленские музыканты могут стать участниками конкурса «Высоцкий. Фест» и выступить на фестивале «Нашествие»

Rambler's Top100