Сергей Филин: «Возрождение традиций – дело не быстрое»
Художественный руководитель Смоленской филармонии подвел итоги сезона 2017-2018...
Сезон, громко названный «Ренессансом», завершился выступлением камерного оркестра под управлением заслуженного артиста АР Крым Игоря Каждана. Солистом стал приглашенный пианист Иван Конев, который в последнее время живет и работает в США.
Закрытие получилось ярким и изящным. Легкая музыка в ритмах танго, хитовые мелодии из известных кинофильмов, произведения Карлоса Гарделя, Игоря Якушенко, Александра Цфасмана…
– Так сложилось, что кульминация и логичное завершение сезона – это, конечно, фестиваль имени Глинки, – говорит художественный руководитель Смоленской филармонии Сергей ФИЛИН. – А сегодня просто фактическое закрытие – можно сказать, формальное. Поэтому такая легкая, летняя программа, соответствующая погоде и настроению. Никакой помпезности и торжественных речей – все очень радостно, позитивно, воздушно.
Программа концерта была построена таким образом, что публика смогла оценить выступление оркестра и солиста и вместе, и по отдельности. И, судя по настроению зала, оценка эта была довольно высокой: бурные овации и крики «Браво!» звучали в завершение каждого номера.
– Я рад, что публика так нас подбодрила и отметила наше с оркестром музицирование такими аплодисментами, – признался пианист Иван КОНЕВ. – Честно говоря, такие восторги можно услышать только в России. Здесь публика немного другая, чем в Америке: более открытая, такая родная и, наверное, уникальная. Всегда приятно играть, ощущая такую эмоциональную поддержку.
Сольный блок Ивана Конева в программе концерта состоял из большого произведения Игоря Якушенко, исполненного впервые.
– Я давно хотел поиграть эту программу в России, для русской публики, – продолжил пианист. – Конечно, в Америке тоже есть возможность для исполнения, но там в течение года я очень занят на преподавательской работе, и времени остается мало. А тут я решил совместить поездку к семье и выступление, и все очень удачно получилось. И с оркестром все сразу заладилось – репетиции прошли просто на одном дыхании.
В Смоленске исполнитель из США впервые. И очень рад, что попал сюда и смог не только выступить, но и оценить красоту нашего города.
– Мне здесь очень понравилось, – поделился Иван Конев. – Прекрасный город: зеленый, холмистый, с замечательной архитектурой. Я успел походить и по улицам, и в храмы зайти. В общем, достаточно много калорий и набрал, и сжег…
Справка «СГ»
Иван Конев – пианист, лауреат международных конкурсов, стипендиат многих престижных музыкальных программ.
Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва). Обучение продолжал в университете штата Миннесота (США), где защитил степень доктора музыкальных искусств.
Преподает в университете штата Висконсин и консерватории города Сант-Пол. Является артистическим директором фортепианного фестиваля UWRF.
Сергей Филин: «Возрождение традиций – дело не быстрое»
– Сергей Владимирович, в завершение любого события логично подводить некие итоги. Что вы можете сказать о теперь уже прошедшем сезоне 2017–2018?
– На мой взгляд, сезон получился интересным и насыщенным. У нас были большие планы – многое реализовано.
Помимо традиционного фестиваля имени Глинки мы провели несколько новых: гитарный, Рождественский. Кстати, специально для последнего был восстановлен клавесин.
Было много концертов, которые проходили в Смоленске впервые. К нам приезжали музыканты из Франции, Испании, США, Фарерских островов. У нас побывали и известные российские исполнители: пианисты, скрипачи, гитаристы, джазовые и хоровые коллективы.
В этом сезоне в Смоленске впервые прозвучала скрипка знаменитого итальянского мастера Андреа Гварнери из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов имени Глинки. Примечательно, что именно на ней играл в свое время Лев Моисеевич Цейтлин – педагог Виктора Павловича Дубровского, 90-летие со дня рождения которого мы отмечали в 2017 году большим концертом.
Мы начали сотрудничать с Российским военно-историческим обществом, благодаря чему у нас появилась новая площадка – башня Громовая. Некоторые концерты столичных коллективов, организованные нами, прошли при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Особым мероприятием стало участие филармонии во всероссийской акции «Ночь искусств». Словом, ярких событий и интересных программ было много…
– Только, мне кажется, очень обидно, когда концерт потрясающий, а зал не заполнен даже на треть…
– К сожалению, бывает и такое. Затрудняюсь назвать причины. Возможно, мало рекламы. Или концертов было слишком много… Однако открытие сезона, новогодние программы, выступления «Теноров XXI века», оркестра и солистов Мариинского театра, а также концерты фестиваля имени Глинки традиционно проходят при аншлагах.
– А может быть, необходимо менять рекламную политику?
– Скорее надо увеличивать количество рекламы, привлекать дополнительных специалистов для продвижения мероприятий и продажи билетов. Например, уже год билеты на наши концерты можно приобрести on-line через новый сайт филармонии. Но в любом случае здесь есть над чем работать…
– Несколько слов о местных коллективах и солистах – насколько понятие «ренессанс», ставшее названием сезона, было применимо и к ним?
– Безусловно, применимо. За прошедший год коллективы и солисты филармонии подготовили много новых программ, в том числе и для детей. Было немало выездных концертов. А наша солистка Ольга Кузьмина получила от Ларисы Гергиевой приглашение на стажировку в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра.
– Сергей Владимирович, лично для вас это был первый сезон в должности художественного руководителя Смоленской филармонии. Помню, как на открытии у вас горели глаза – тогда вы просто излучали оптимизм…
– Так я и сейчас не утратил своего оптимизма и энтузиазма. И не терял его ни на минуту. Просто в процессе пришло понимание, что быстро ничего не получится. Нужно методично и постепенно «двигать тележку в гору»: вырабатывать традиции, делать новые специальные проекты и акции, больше внимания уделять анонсированию мероприятий.
В начале сезона мы чуть ли не ежедневно концерты проводили. Потом поняли, что к такой интенсивности публика пока не готова. В следующем сезоне будем следить за этим внимательнее.
А вообще, у меня ощущение удовлетворенности и только положительные эмоции. У нас профессиональный коллектив, и мы готовы работать дальше с тем же энтузиазмом и оптимизмом.
– Будет ли у нового сезона такое же громкое название?
– Мы уже думали над этим. Дело в том, что прошлый сезон был назван «Ренессансом» очень своевременно. Нам было приятно работать в рамках такого определения, и это помогало. Поэтому мы решили не мельчить и оставить название.
– То есть ренессанс продолжается…
– Да. И, возможно, будет продолжаться долго. Ведь в искусстве это была целая эпоха. А у нас речь идет о возрождении традиций, возрождении культуры, их становлении – понятно, что это дело не быстрое.
В следующем сезоне мы продолжим развивать то, что начали в этом. И зрителя опять будут ждать интересные программы, яркие выступления и встречи с новыми исполнителями. К тому же мы будем отмечать сразу два юбилея: 30-летие Смоленского русского народного оркестра и 80-летие филармонии…
Фото: Елена Белых, Смоленская филармония
Ольга Суркова