Смоленские школьники впервые могут стать участниками выставки художественного творчества в Русском музее Санкт-Петербурга
Для этого надо лишь написать соответствующую работу и показать хорошие результаты в конкурсе «Моя Россия, моя Смоленщина», организованном областным институтом развития образования при поддержке двух профильных департаментов (по образованию и науке и по культуре и туризму) и Русского музея…
Конкурс стартовал
Конкурс художественного творчества «Моя Россия, моя Смоленщина» проводится в три этапа. Сейчас стартовал первый – предварительный отбор. Оргкомитет принимает заявки и сканы работ, которые можно направить в его адрес до 25 июня.
Второй этап – это очный конкурс. Принимаются и оцениваются жюри уже оригиналы работ. Именно этот этап выявит победителей и лауреатов, которые будут награждены в сентябре в Смоленске.
И, наконец, заключительный аккорд конкурса – итоговая выставка, которая пройдёт в октябре в одном из выставочных залов Русского музея в Санкт-Петербурге. Её участников определят уже питерцы, и, конечно, таких будет больше, чем победителей и лауреатов конкурса. Авторы работ, отобранных в экспозицию, получат сертификаты участников выставки, а их преподаватели – благодарственные письма.
Интересный момент: лучшие произведения могут быть отобраны в Фонд детского творчества Русского музея и остаться в Санкт-Петербурге. Конечно, по согласованию с авторами, но вряд ли кто-то захочет отказаться от такой чести.
Фонд детского творчества
Думаю, тут будет уместно сказать несколько слов о самом Фонде детского творчества – чтобы потенциальные авторы представляли, где в случае успеха могут оказаться их работы.
– Русскому музею принадлежит уникальная коллекция детских рисунков, начало которой было положено в 1959 году, – поясняет заведующая сектором детского творчества Российского центра музейной педагогики Русского музея Мария ЛИТВИНОВА. – Именно тогда и был создан фонд, который сегодня насчитывает более 4 тысяч произведений детей из разных стран мира. Авторам этих работ – от двух до семнадцати. И это не только рисунки, но и лепка, аппликации, коллажи, чеканка, резьба по кости и дереву, батик, вышивка…
Большинство работ поступали в коллекцию фонда с крупных всесоюзных и международных выставок, проводившихся в 60–70-х годах прошлого века. Однако есть и такие, что были принесены в дар авторами или их близкими. Как правило, это уникальные произведения, созданные в первой половине XX столетия.
– Самые ранние из них датируются 1905–1909 годами, – продолжает Мария Литвинова. – Эти работы представляют особый интерес, ведь по ним часто можно судить о жизни детей и подростков того времени. В их числе – рисунки ученика Санкт-Петербургской восьмой казённой гимназии Александра Гартье, сделанные им в возрасте 12–15 лет в жанре карикатуры. Или работы Анны Бенуа – дочери Александра Николаевича Бенуа, известного художника, театрального деятеля, критика и искусствоведа.
Примечательно, что многие из тех, чьи произведения хранятся в фонде, стали известными специалистами в области искусства и культуры. Например, известный график Олег Почтенный. Один из его детских рисунков рассказывает об убийстве С.М. Кирова. В тот день они с няней не смогли вернуться домой из-за толп народа и пробыли на улице до 10 вечера. А маленький мальчик был настолько потрясён увиденным убийством человека, что не смог не запечатлеть это событие…
Работы, собранные за много лет, не просто хранятся в фонде. Они изучаются, экспонируются на выставках, в том числе и за пределами Санкт-Петербурга и даже России, публикуются в газетах и журналах, используются при съёмках телепередач. И в последние годы коллекция пополняется именно за счёт выставок детского творчества из регионов, которые регулярно устраивает Российский центр музейной педагогики. Выставок, подобных той, где будут представлены работы смоленских ребят.
«Здравствуй, музей!»
– С регионами мы работаем постоянно, – говорит заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея Борис СТОЛЯРОВ. – И это сотрудничество взаимовыгодное. Мы заинтересованы продвигаться на новых территориях, а регионам наши программы могут помочь в организации мероприятий, нацеленных на творческое развитие детей.
Дело в том, что Борис Андреевич – научный руководитель и соавтор педагогической программы «Здравствуй, музей!». Программы уникальной, представляющей собой информационно-образовательную систему, способствующую приобщению к ценностям русской художественной культуры, расширению и углублению знаний по истории русского искусства, коллекциям Русского музея и художественных музеев России.
– Образования вне культуры быть не может, – считает Борис Столяров. – А музей – один из символов культуры вообще. И общение с произведениями искусства даёт человеку очень многое – идёт процесс становления творческой личности. К сожалению, сегодня гуманитарная культура, равно как и гуманитарные дисциплины в школе, практически сводится на нет. Это очень грустно. Потому что нивелирует само понятие духовного и душевного развития. Вот, к примеру, сейчас много говорят о важности воспитания патриотизма. Но если мы возьмём русскую культуру, допустим, XIX века, то увидим, что патриотичнее её не было во всей мировой практике. Большей, чем тогда, любви к России просто не существовало. И это колоссальный арсенал воздействия на человека, а музейная педагогика как раз является технологией включения личности в культуру…
Расширяя сотрудничество
Конкурс «Моя Россия, моя Смоленщина» – далеко не первое совместное мероприятие Русского музея и областного института развития образования. И в самой возможности такого сотрудничества большую роль сыграл человеческий фактор.
– Предыстория такова, – рассказывает проректор Смоленского областного института развития образования Вячеслав МЕШКОВ. – Музей истории образования, который мы организовали, дал старт новому направлению работы, связанному с музейной педагогикой. И в прошлом году у нас проходила первая международная конференция на эту тему. В ней в числе прочих принимал участие и Борис Андреевич Столяров, который возглавляет Центр музейной педагогики Русского музея. Мы познакомились и обсудили возможности дальнейшего взаимодействия наших организаций.
Первое, с чего началось сотрудничество, – помощь Русского музея в организации повышения квалификации работников образования в области музейной педагогики и истории искусства. Речь идёт об учителях школ, преподавателях детских художественных школ и специалистов музеев. Сейчас уже несколько групп, сформированных из смолян, прошли бесплатное обучение на базе Русского музея.
– Естественно, что в процессе общения возник вопрос вариантов расширения нашего сотрудничества, – продолжает Вячеслав Мешков. – И Борис Анатольевич, рассказав о выставках детского творчества из регионов, которые Центр музейной педагогики проводит в Петербурге, предложил организовать такое мероприятие и для Смоленской области. Понятно, что мы тут же согласились, поскольку быть участниками подобных выставок не только приятно, но и почётно…
Эмоции в приоритете
Однако вернёмся к конкурсу «Моя Россия, моя Смоленщина». Тематика, следующая из названия, предполагает отображение всего, что связано со Смоленщиной: истории и традиций природы, архитектурной летописи, людей, прославивших родной край…
Участвовать в нём могут ученики от 12 до 17 лет. От них ждут индивидуальные работы, выполненные в любых графических и живописных техниках, а также коллажи.
Номинаций – пять: композиция, рисунок, живопись, гравюра и пленэр. Возрастных групп – две. Победители и лауреаты будут определены в каждой. При этом особое внимание будет уделяться соответствию теме, авторскому исполнению, содержательности в раскрытии художественного образа, выразительности и эмоциональности работы, оригинальности композиционного и цветового решения. Впрочем, со всеми техническими подробностями, определёнными положением о конкурсе, можно ознакомиться на официальном сайте Смоленского областного института развития образования www.dpo-smolensk.ru.
Фото: Смоленский областной институт развития образования
Ольга Суркова