Культура

В областной филармонии завершился фестиваль "Смоленская осень"

25 октября 2010 года в 16:11
2172

В воскресенье, 24 октября, в концертном зале имени М.И. Глинки триумфально завершился музыкальный фестиваль «Смоленская осень». Программа «С любовью к России» была представлена Смоленским русским народным оркестром имени В.П. Дубровского. Художественный руководитель и главный дирижёр - заслуженный деятель искусств РФ Виктор Акулович. Дирижёр - заслуженный работник культуры РФ Евгений Лыткин. В концерте принимали участие солист ГАБТа России, заслуженный артист РФ Роман Муравицкий (тенор), солисты СРНО Елена Андреенкова (домра), Максим Макеенков (балалайка), Константин Шаханов (гусли звончатые, жалейка, ложки; Санкт-Петербург). Вела концерт мастер художественного слова Полина Чуйко.
Сколько удивительной музыки услышали смоляне всего за один концерт! В первом отделении, посвящённом 100-летию со дня рождения лауреата Государственной премии СССР, композитора Николая Будашкина, вдохновенно прозвучала знаменитая «Русская фантазия». В концертных вариациях для балалайки и оркестра, концерте для домры с оркестром Николая Будашкина сольные партии виртуозно и выразительно исполнили Максим Макеенков и Елена Андреенкова. Слушатели были очарованы сильным голосом солиста Большого театра Романа Муравицкого, его эмоциональной открытостью исполнения русских народных песен, романса «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки.
Во втором отделении смоляне познакомились с творчеством известного петербургского музыканта Константина Шаханова. Он – композитор и артист-виртуоз, владеющий такими народными инструментами, как гусли звончатые, владимирский рожок, жалейка, ложки, свирель. Сочинения Константина Шаханова звучат по всей России. Гуслист Шаханов покорил слушателей исполнением концерта №2 для гуслей звончатых, наигрыша для жалейки на тему русской народной песни «А я по лугу», концертной пьесы для ложек с оркестром, сюиты «Кельтские танцы».
За дирижёрским пультом сменяли друг друга Виктор Акулович и Евгений Лыткин. Вот как они прокомментировали программу.
Евгений Лыткин:
- Программа «С любовью к России» аутентична. Она включает в себя оригинальные произведения, написанные для оркестров народных инструментов. Эта музыка лучше всего звучит именно в таком исполнении.
Виктор Акулович:
- Приезд в Смоленск Константина Шаханова не случаен. Я дружу с ним 20 лет, играл премьеры всех сочинений, написанных для гуслей звончатых. Это действительно уникальный инструмент!
После концерта на вопросы «СГ» ответили наши гости - заслуженный артист РФ Роман Муравицкий и член Союза композиторов Константин Шаханов.
- Вот уже девятый сезон Роман Муравицкий исполняет ведущие теноровые партии в Большом театре России. Каким был ваш путь на прославленную сцену? Вы с детства мечтали стать оперным певцом?
- В юности я хотел быть музыкантом, играть в оркестре на баяне, помышлял о преподавательской стезе, учился в музыкально-педагогическом институте в Иркутске. Но так судьба распорядилась - всерьёз увлёкся мюзиклом и опереттой, позже – оперой.
В Московской государственной консерватории я занимался вокалом у известного певца, народного артиста СССР Евгения Кибкало. Ещё студентом пришёл в Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского, семь лет там отработал. Моим «билетом» в Большой стала партия Калафа из оперы Пуччини «Турандот», после неё меня пригласили в ГАБТ. Из русской музыки очень люблю партию Германа из «Пиковой дамы» Чайковского, романсы и народные песни.
- А легко ли вам пелось с оркестром имени В.П. Дубровского?
- Да, безусловно. Замечательный оркестр, чуткие дирижёры, музыканты работают по-настоящему достойно. Честно признаться, я даже не ожидал встретить здесь такой высокий уровень. Приятно ощущать горячую поддержку доброжелательной смоленской публики. Хочу пожелать всем нам, чтобы такие концерты проходили как можно чаще.
Вопрос об одном из древнейших инструментов мира адресован композитору Константину Шаханову.
- Кто создал или, точнее сказать, построил ваш уникальный инструмент?
- Петербургский мастер Александр Теплов. История гуслей очень интересна. К началу XX века на концертной эстраде существовали три вида гуслей: звончатые (крыловидные, треугольные), щипковые (столовидные, шлемовидные), клавишные (педальные).
- Гусли опоэтизированы в опере «Садко», созданной Римским-Корсаковым по мотивам былины «Садко, богатый гость». Как вы научились играть на таком редком инструменте?
- Я родился в Архангельске, в юности занимался рок-музыкой. Поскольку владел бас-гитарой, был приглашён в коллектив филармонии, где работал мой будущий учитель Дмитрий Трифонов, известный гуслист. На гастролях жил с ним в одном номере, иногда брал гусли и начинал заниматься. Сначала научился играть на инструменте, а потом закончил музыкальное училище, Санкт-Петербургскую консерваторию и аспирантуру.

Смоленский Театр кукол поставил \"Золотой ключик\"
В Смоленске открылась бутафорская пыточная

Rambler's Top100