Культура

Загадочный композитор «серебряного века»

21 марта 2018 года в 16:29

22 марта исполняется 130 лет со дня рождения пианиста и композитора Алексея Владимировича Станчинского (1888 – 1914).

20 марта состоялся концерт в Смоленской филармонии, а 21 марта праздничные мероприятия проходят в Музее-усадьбе М.И. Глинки в Новоспасском. У смолян есть уникальная возможность услышать музыку композитора.

О предстоящем юбилее композитора мы беседуем с исследователем биографии Алексея Владимировича Станчинского, заслуженным работником культуры РФ Надеждой Деверилиной.

– Надежда Владимировна, Алексей Станчинский родился в Оболсунове Владимирской области. Но творческая биография его неразрывна со Смоленщиной, здесь, в усадьбе Логачяево, создано большиннство его произведений. Как случилось, что со Смоленщиной связана его судьба?

– Всё в мире предопределено. И нельзя назвать случайностью тот факт, что просматривая объявления в газетах в поиске подходящей небольшой усадьбы в центре России, отец будущего композитора, Владимир Николаевич, нашёл объявление сестры М.И. Глинки Л.И. Шестаковой о продаже Логачево, что в двух верстах от Новоспасского. Семья Станчинских была музыкальной: мать, Татьяна Алексеевна, хорошо играла на рояле, а Владимир Николаевич имел хороший голос, музыкальные вечера в семье были любимым занятием в свободное время. Своей недвижимости Станчинские не имели. Владимир Николаевич работал фабричным инспектором на частных предприятиях, хорошо знал быт и труд рабочих, становился на их сторону. Работу приходилось менять часто, переезжали с места на место. Была мечта найти небольшую усадьбу. А здесь еще и соседство с местом, связанным с любимым Глинкой! Да и в самом Логачёве Глинка бывал не раз.

Логачёво сразу покорило старшего Станчинского. В Ревель ушла телеграмма: «Купили Десне Логачёво. 15 июня 1899 года». Этот пожелтевший документ ныне хранится в Смоленском музее-заповеднике.

Так Логачёво вошло в судьбу Алексея Станчинского. Здесь он жил, сюда возвращался из Москвы, куда уезжал на учёбу, проводил каникулы, погружался в природу и песенный мир России, записывал народные песни. В его личном архиве, переданном сестрой Л.В. Станчинской в Государственный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве (ныне ВМОМК им. М.И. Глинки), хранятся записи 54 народных песен, которые он услышал и записал в окрестностях Логачёва и Новоспасского. Многое он узнал от фольклориста и этнографа В.Н. Добровольского, который приезжал и гостил в Логачёве.

Большинство произведений Станчинский написал в Логачёво.

– Смерть Станчинского, безвременная, окутана какой-то тайной…

– Уход из жизни молодого человека – всегда трагедия, тем более, что Алексей подавал большие надежды. Его сердце остановилось во время прогулки вдоль берега Десны. Недавно мне удалось обнаружить запись о смерти Станчинского в архиве в документах Смоленской духовной консистории. В источниках ранее назывались разные даты его смерти, теперь есть документ, в котором значится дата смерти 23 сентября, погребения – 29 сентября 1914 года (по старому стилю) на кладбище при церкви села Новоспасского. Его похоронили рядом с могилой отца.

– Произведения Станчинского, хоть и не так часто, как хотелось бы, но все же исполняются. Как смоляне относятся к творчеству композитора и хранят ли его наследие?

– В эти дни в Музее-усадьбе М.И. Глинки открывается выставка, посвящённая Станчинскому. Она будет работать несколько месяцев, так что многие гости Новоспасского смогут с ней познакомиться. Родные композитора передали часть реликвий в московский музей, часть – в смоленский. Отец композитора увлекался фотографией, поэтому сохранилось много редких снимков, которым обладает наш музей. Они будут представлены на выставке, там же и фрагмент родословной росписи Станчинских.

В Смоленске живут потомки Алексея Станчинского (у него был сын Андрей), которые также собирают всё, что удается узнать об их предке. Изучает его произведения музыкант, заслуженный учитель РФ, правнук Алексея Владимировича Александр Зуй.

Новоспасский музей также является хранителем памяти о композиторе, здесь устраиваются выставки, проводятся встречи. Основу изучения заложила бывший научный сотрудник Музея-усадьбы М.И. Глинки Елена Полушкина, она обращалась к реликвиям, хранящимся в московском музее. Памятен смолянам и замечательный юбилейный давний концерт в филармонии, подготовленный музыковедом Татьяной Хаджиновой.

В наши дни записи народных песен, сделанных А.Станчинским на родине Глинки, изучила фольклорист, заслуженный работник культуры РФ С.В. Пьянкова, сделавшая доклад на конференции в Санкт-Петербургской консерватории.

В Новоспасском выступали с исполнением произведений Станчинского доценты Смоленского государственного института искусств Е.В. Гарибова и Е.З. Гаврилова, играют Станчинского и студенты. В институте проводятся вечера и конкурс пианистов, посвященный А.В. Станчинскому. Председатель отделения Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России Н.Е. Писаренко исполняет вокальные произведения Станчинского, в частности, в Новоспасском он представил цикл романсов на стихи Р.Бернса. Им же издан сборник Станчинского, в который вошли 12 романсов на стихи И.Гёте, К. Бальмонта, Р.Бёрнса…

Ольга Соловьева, в исполнении которой в эти предъюбилейные дни можно услышать произведения Алексея Станчинского, готовит к выпуску диск, надеемся на это.

Алексей Станчинский оставил значительное творческое наследие: это и вокальная, и фортепианная, и камерно-инструментальная музыка. Пока далеко не всё изучено и издано. Но интерес к творчеству загадочного композитора «серебряного века» не ослабевает.

В Смоленске отметят народный праздник «Сороки»
«От андеграунда к эпохе гласности». В Смоленске проходит цикл лекций о современном искусстве