Гармонизируя плоскости и пространство
Культура

Гармонизируя плоскости и пространство

28 ноября 2017 года в 08:32
134

В Доме художника открылась выставка работ двух замечательных мастеров: скульптора Александра Парфёнова и живописца Вячеслава Королькова. Выставка приурочена к юбилею авторов, которым в этом году исполнилось 65 лет. Поэтому для зрительского просмотра отбирались лучшие произведения – яркие, весомые, знаковые для самих мастеров…

Юбилей на двоих

Выставка в итоге получилась очень эмоциональной. Живопись и скульптура гармонично вписались в заданное пространство и, по мнению многих, только выиграли от соседства друг с другом.

– Я знал, что скульптура хорошо взаимодействует с графикой, – замечает Александр Парфёнов. – Относительно соседства с живописью поначалу были сомнения: я боялся, что работы могут давить друг на друга. Но всё оказалось на уровне.

Оба соэкспонента друзья не только в творчестве, но и в жизни. Часто вместе работают на пленэрах. Да и опыт совместной выставки у них уже был.

– Мы когда-то делали групповую выставку в Москве, в Измайлово, и она имела большой успех, – вспоминает Вячеслав Корольков. – Правда, с тех пор прошло много лет – мы стали другими, работы кардинально поменялись… Но идея этой выставки родилась сама собой – всё было решено ещё в начале года, когда определились с датой. Если честно, мне было очень волнительно делать эту экспозицию. Пришлось перетасовать огромное количество картин, чтобы отобрать те, что сочетаются с замечательной скульптурой Александра.

– Я подбирал свои работы под картины, чтобы скульптура не задавила живопись, - добавляет Александр Парфёнов. – И чтобы всё смотрелось гармонично, без дисбаланса. Мне хотелось, чтобы на выставке картины и скульптуры поддерживали друг друга и воспринимались не только зрением, но и интеллектом. 

Оба автора родились в Смоленске, окончили худграф тогдашнего пединститута. Оба – члены творческого союза. Так что выставка эта – тандем двух абсолютно самостоятельных художников, интересных друг другу и зрителям индивидуальностью своего стиля и профессиональным мастерством.

Пейзаж с любовью

Вячеслав Корольков после окончания института долгое время жил и работал в столице Армении – Ереване. Серьёзно и с большим успехом занимался ювелирным мастерством.

В Смоленск вернулся в 2000 году. И последнее время полностью посвятил себя масляной живописи. Мастер не ограничивает себя предпочтением какому-то одному жанру, стараясь каждой работе придать эмоциональность. Его картины – это фейерверк сочных красок, добавляющим даже в скромные смоленские пейзажи импрессионизм Средиземноморья.

«Произведения Вячеслава Королькова отличаются мастерством исполнения и оригинальной манерой письма. Художник не отходит от традиций русской школы живописи, стремится к воплощению образов через мастерство композиционных решений, порой контрастные цветовые нюансы, обострённое проникновение в суть творческой задачи. Колористическая гамма построена на контрасте холодных и тёплых тонов, дополняющих и обогащающих друг друга», – так пишут о нём искусствоведы.

Мнения посетителей выставки более эмоциональны.

– Здесь в каждой работе чувствуется любовь к родине, - считает депутат областной думы Нина Куликовских. – «Я люблю этот берег реки, эту улицу, этот нехитрый пейзаж», - говорят полотна. И это побуждает смолян испытывать те же чувства. Любить родину – не ту, далёкую, с рубиновыми звёздами, а ту, что рядом, вокруг каждого из нас.

– Работы Вячеслава – очень сочные, просто импрессионистические, но в довольно современном звучании, - дополняет председатель Смоленского отделения Союза художников России Валерий Гращенков. -  И со смоленским колоритом – я бы ещё так сказал… 

Портрет с характером

Александр Парфёнов, в отличие от своего друга и соэкспонента, из Смоленска никуда надолго не выезжал - только в творческие командировки.

– По сути Дома творчества и сделали из меня художника, - признаётся скульптор. – Хотя первый раз я оттуда уезжал практически на грани самоубийства. Потому что все мои стремления разбивались о непреклонность московской комиссии, которая очень критично отнеслась к моему творчеству. Но я не сдался – приехал второй раз, третий. Критических замечаний становилось всё меньше, а на четвёртый раз комиссия мне уже аплодировала. Важно, что они показали мне путь, в какую сторону надо развиваться…

Сейчас Александр Семёнович помогает найти свой путь уже ученикам – студентами худграфа СмолГУ, где он преподаёт почти три десятилетия. Впрочем, преподавательская работа не потеснила собственное творчество – Парфёнов по-прежнему много работает не только в малой пластике, но и над монументальной скульптурой. В Смоленске открыт его памятник «Одуванчик», посвящённый малолетним узникам концлагерей, и композиция «Энергия» - к 60-летию СФ МЭИ. Ещё одна скульптурная композиция – «Девочка на радуге» - установлена в Германии, в городе Хагене.

«Успешно работая в различных жанрах и техниках, скульптор много внимания уделяет пластическому языку, созданию психологического, в том числе ретроспективного, портрета. Его произведениям характерны конструктивная логика позиции, ясное построение объёмов», - считают критики.

Скульптурные портреты, созданные Александром Парфёновым, на самом деле неподражаемы. Они реалистичны по сути и абсолютно новаторски по форме.

– У него такая скульптура обалденная, – восхищается скульптор Константин Куликов. – Такие авторские находки удивительные! Вот портрет Александра Макаренкова – стилизованный, стильный и в то же время необыкновенно реалистичный.

– Скульптура хорошо дополняет экспозицию, делает её более объемной, - добавляет Валерий Гращенков. – Тем более, что работы Парфёнова своеобразные, очень интересные, остро характерные…

Личное мнение

Вячеслав Корольков, живописец:

– Над этой выставкой я серьёзно задумался уже давно. И последний год очень плодотворно на неё работал – практически каждый месяц выезжал на какой-нибудь пленэр. Хотя здесь, конечно, представлены не только последние работы. Мне хотелось показать самые щемящие, самые яркие свои произведения – самые весомые и этапные для меня.

Творчество – это моя жизнь. Я, наверное, больше ничего и не умею. Живопись приносит мне средства к существованию и в то же время я занимаюсь любимым делом. И я рад, что так сложилось, потому что это даёт мне ощущение счастья…

Александр Парфёнов, скульптор:

– Искусство обычно сближает людей. И мастера, которые добились чего-то в жизни, легко находят общий язык друг с другом. Мы с Вячеславом интересны друг другу. И находим точки соприкосновения – у нас получается дружить и творчески, и по жизни.

По-моему, способность к творчеству – это основное отличие человека от животного. Но для любого художника главное – не останавливаться на достигнутом, считать, что лучшее у тебя ещё впереди. Это мне ещё Альберт Георгиевич Сергеев говорил: «Как только посчитаешь себя мэтром, можешь похоронить себя как художника». Поэтому я не перестаю учиться и стараюсь вести творчески активную жизнь.

Фото: Елена БЕЛЫХ

Ольга Суркова

Смоленский музей-заповедник запустил виртуальную выставку к юбилею полка «Нормандия – Неман»
В конкурсе «Таланты Смоленщины – 2017» приняли участие больше 700 юных музыкантов

Rambler's Top100