Культура

Фестиваль "Золотой Феникс". Закрытие и "Брестская крепость"

20 сентября 2010 года в 12:20
Игорь Угольников представил фильм «Брестская крепость»


Заключительным аккордом фестиваля «Золотой Феникс» стал показ долгожданного фильма «Брестская крепость». Ранее фильм показывался в ночь на 22 июня в самой Брестской крепости, причём с цифрового носителя, а в Смоленск автор идеи и генеральный продюсер фильма Игорь Угольников привёз только что отпечатанную на киноплёнке копию фильма.
В день показа состоялась пресс-конференция Игоря Станиславовича, и вот что он хотел донести до смоленских зрителей:
- Это первый проект Союзного государства, полностью сделанный за счёт средств бюджета Союзного государства. 22 июня мы показали этот фильм – в полвторого ночи – в Брестской крепости. У Тереспольских ворот был установлен огромный экран, и первыми его увидели жители города Брест, и это правильно, потому что они в этом фильме снимались, и весь фильм был снят в мемориале «Брестская крепость». Там мы построили, как говорят журналисты, уникальную декорацию. Её особенность заключается в том, что она была трёхслойная, то есть сначала – обстановка мирного времени, потом – небольшие разрушения, потом – существенные. Мы начали показ в полвторого ночи, в 4 утра фильм закончился. Как сказал потом исполнитель главной роли Андрей Мерзликин, возник эффект 3D: и фильм, и крепость, и 22 июня, ночь… Мы тут же набрали во фляжки воду из реки Мухавец, отнесли её к мемориалу «Жажда» и вылили в каску Солдата. Директор мемориала сказал, что теперь у них это будет постоянным ритуалом…
А вечером 22 июня мы показали фильм в рамках Московского международного кинофестиваля: гала-премьера. Нам было важно сделать это именно 22 июня. Фильм все видели в цифровой версии, и только вчера я закончил печать первой копии фильма, и вы увидите его первыми на киноплёнке.
16 марта этого года в Бресте состоялось заседание Совета министров Союзного государства под председательством Владимира Владимировича Путина, на котором среди прочего стоял вопрос о поддержке фильма, потому что мы не успевали его сделать до 22 июня. Нам не хватило 225 миллионов российских рублей, и мы попросили ещё 28 миллионов. Из них 15 были необходимы для того, чтобы доделать фильм, и 13 – для погашения задолженности «Беларусьфильму». Владимир Владимирович, посмотрев фрагменты, сказал, что фильм достойный и прямо за столом, тут же, подписал соответствующее постановление. Деньги были нам сразу выплачены, и мы успели.
Фильм был показан на фестивале в Выборге 11 августа, тоже в цифровой версии. В конкурсный показ фестивалей я этот фильм не даю, поскольку у него совершенно другая задача, которая заключается в следующем. Провели социологический опрос среди детей , подростков и юношества, и выяснилось, что не только о Брестской крепости – о Великой Отечественной войне никто ничего не знает. У нас даже был такой внутренний слоган: «Вы хотите пересмотреть историю Великой войны – мы вам её перепокажем!»
Фильм полностью основан на документальных событиях. Главные герои фильма – реальные защитники Брестской крепости. Прежде всего, мы не хотели делать «патриотическое кино». Кто-то сказал, что это «советское кино с американским размахом… Нет, главная задача была другая: поставить зрителя перед выбором, который стоял у защитников Брестской крепости: как поступить, когда фронт ушёл далеко, когда ты брошен, командования нет, ты никому не нужен, и при этом у тебя в подвалах умирают твои близкие – от жажды и ужаса. Как поступить? Отдать их в плен и остаться защищать крепость, которая уже никому не нужна? Или – что тоже было – выйти под пули и прекратить свои мучения? Погибнуть – и всё. Или – пойти самому в плен. Перед многими этот выбор стоял, и только некоторые решили остаться до конца. Вот про это – наш фильм.
Прокат намечен с 4 ноября. Я просил бюджет на поддержку проката. К сожалению, мало снять хорошее кино, необходимо его правильно довести до зрителя, но здесь мне Союзное государство отказало: мол, ты такой сильный продюсер – ищи деньги сам! Этим я и занимаюсь, хотя делать это крайне трудно. Если бы я вкладывал свои деньги в этот фильм, я бы взял кредит в любом банке, заплатил бы за рекламу и поддержку, а кредит потом вернул. Но у меня механизма вернуть деньги нет: потому что весь доход от проката должен пойти в бюджет Союзного государства.
Почему я решил снимать этот фильм и почему человек, который всю жизнь занимался юмором, телевидением, театром, вдруг занялся такой серьёзной темой? Во-первых, возраст – по-моему, я повзрослел немножко, во-вторых, когда я был маленьким, отец дал мне почитать книжку «Брестская крепость» Сергея Сергеевича Смирнова. Она меня настолько потрясла, что это было одним из главным моих подростковых впечатлений, и экранизировать эту книгу – моя мечта. Когда меня назначили четыре года назад председателем телерадиовещательной организации Союзного государства, я добился того чтобы осуществить мою мечту и снять фильм о Брестской крепости.
Я должен обязательно поблагодарить Сергея Вадимовича Степашина, председателя Счётной палаты Российской Федерации – человека, который помогал мне пробивать этот фильм и помогает до сих пор. Безусловно, слова благодарности Владимиру Владимировичу Путину, который поверил в картину и помог ей в трудную минуту, благодарность моему отцу, который мне когда-то в детстве дал эту книгу, благодарность Владимиру Аркадьевичу Ерёмину, который занимался сценарием, а также сценаристам – Алексею Дудареву и Константину Воробьёву. И, конечно, благодарность режиссёру фильма Александру Котту!

Сергей МУХАНОВ



Фестиваль quot;Золотой Фениксquot;. Закрытие и quot;Брестская крепостьquot;

Игорь Сукачёв – триумфатор «Золотого Феникса»

В минувшую пятницу закрылся третий Всероссийского кинофестиваля актёров-режиссёров «Золотой Феникс». Жюри, в состав которого входили кинорежиссёры Алла Сурикова и Марлен Хуциев, поэтесса Лариса Рубальская, актёры Василий Мищенко и Сергей Шакуров, вручило 11 статуэток, изображающих один из символов Смоленска.
Приз зрительских симпатий достался Сергею Степанченко, режиссёру драмы «Следы на песке». «Комедианты» Александра Галибина, сотканные из купринских рассказов, удостоились «Феникса» имени Александра Твардовского за лучший сценарий. Лучшей психологической драмой была признана «Гидравлика», режиссёр которой Евгений Серов увёз с собой приз имени Анатолия Папанова. «Экс-гардемарин» Владимир Шевельков покорил жюри новой картиной «Стерва» и удостоился «художественного» «Феникса» с гравировкой имени Сергея Конёнкова.
Практически все лауреаты кинофестиваля считали своим долгом приоткрыть свои генеалогические тайны и поведать, в каком колене их родословная пересеклась с героической Смоленской землёй. В почётный список наших земляков поспешили войти Александр Галибин, Людмила Гурченко, Марлен Хуциев... Самым неожиданным образом со Смоленщиной судьба связала Григория Константинопольского, получившего приз имени Юрия Никулина. Не без лёгкой иронии признался режиссёр лучшей фестивальной комедии «Кошечка» в том, что хоть его фамильные корни растут из других уголков России, но на Смоленской земле он прошёл суровую школу мужества, когда проходил службу в Вооружённых силах.
Сиквел нашумевшего фильма «Мы из будущего» удостоился специального приза имени меценатки Марии Тенишевой, его получила продюсер Людмила Кукоба.
Фестиваль quot;Золотой Фениксquot;. Закрытие и quot;Брестская крепостьquot;

Гвоздём торжественной церемонии стало награждение легендарной Людмилы Гурченко за вклад в развитие кинематографа. Зал приветствовал великую актрису стоя, не подозревая, какой сюрприз преподнесёт неувядающая звезда смоленской публике. Гурченко не стала произносить пафосные речи, она просто спела. Трудно передать магическое обаяние пленительной свежести её прекрасного голоса! Задорную песенку из «Карнавальной ночи» – «Если вы, нахмурясь, выйдете из дома…» – невозможно было слушать без слёз: как будто и не было этих 50 лет, отделяющих Людмилу Марковну от первой (и сразу триумфальной) роли в кино!
Лучшими дебютантами жюри признало Юрия Быкова (уголовный триллер «Жить») и Людмилу Гладунко (романтическая мелодрама «Для начинающих любить»). Молодой режиссёр не побоялся посвятить свой первый фильм людям, которые, несмотря на жёсткий общественный пресс, отстаивают в нашей стране свое человеческое достоинство.
А вот главный приз кинофестиваля достался Гарику Сукачёву. Его фильм «Дом Солнца», открывавший «Золотой Феникс-2010», признали лучшим. Но сам рок-музыкант едва не оскандалился на торжественной церемонии. Во время ответной речи он трижды, словно заезженная пластинка, произносил одни и те же слова «спасибо за то, что»… «Дедушка российского рок-н-ролла» с усилием закончил фразу – публика облегчённо вздохнула.
Завершилась торжественная церемония первым показом на плёнке новой батальной саги о Великой Отечественной войне «Брестская крепость». Всё время, что шли финальные титры, весь зрительный зал стоя аплодировал создателям героической драмы. В прокат фильм Александра Котта и Игоря Угольникова выйдет только 4 ноября.

Леонид КАЯНИДИ, фото Дмитрия КОМАРОВСКОГО
Фестиваль quot;Золотой Фениксquot;. Закрытие и quot;Брестская крепостьquot;

Президент фестиваля Всеволод ШИЛОВСКИЙ и заместитель Губернатора - руководитель аппарата Администрации Ольга ОКУНЕВА
Фестиваль «Золотой Феникс» - 2010. ИТОГИ
\"Золотой Феникс\" оставил свой след в \"Малютке\"

Другие новости по теме