Культура

Фестиваль "Золотой Феникс". Пресс-конференция Станислава Говорухина

17 сентября 2010 года в 16:26
Заниматься судьбой маленького человека


Встреча классика отечественного кино с журналистами происходила на следующий день после триумфального, по-другому не скажешь, показа нового фильма Станислава Говорухина «…в стиле jazz» в кинотеатре «Современник». Скажу тем, кто не присутствовал в тот вечер в зале: после показа зрители в едином порыве поднялись с мест, приветствуя мастера, и аплодировали ему стоя. Когда Говорухин поднялся под овацию на сцену, увидел светящиеся от счастья лица зрителей, в его глазах блеснули слёзы. Однако на следующий день стало понятно, что ситуация с «Джазом» далеко не безоблачна.
По словам Говорухина, всё идёт к тому, что его новая работа, принятая «на ура» в Смоленске, не увидит широкого экрана. Эта новость повергла журналистов в прострацию. Невозможно понять, почему замечательный добрый фильм, легко собравший аншлаг и воодушевивший столько людей, провалится в прокате.

Картину не увидит кинозритель?
- Станислав Сергеевич, огромное спасибо за фильм! Сейчас очень не хватает талантливого позитивного, радостного кино…
- Вы уверены, что не хватает? Поговорите с прокатчиками! Мы уже с несколькими компаниями вели переговоры. Вы думаете, хоть кто-то собирается купить нашу картину? Ни один! Потому что все прекрасно понимают, что на этой картине заработать невозможно. Что, люди пошли в кинотеатр смотреть «Поп», замечательную картину? Такая картина, совсем уж кассовая, как «Стиляги»: создатели потратили то ли 7, то ли 10 миллионов долларов на рекламу. Думаете, она вернула деньги? Нет, она вернула только деньги, потраченные на рекламу.
Телеканалы «Первый» или «Россия» с удовольствием купят наш фильм. А вот будет ли его кто-то прокатывать – это большой вопрос. Один уже точно отказался – «Централ Партнёршип». «Я не могу в убыток себе катать кино», - сказал Дишдишян, он фильм даже и не видел.
Я своим операторам уже говорю перед началом работы: послушай, наша картина в прокате идти не будет. Напечатают, может, 50 копий, посмотрят её четыре человека в пустом зале, как смотрели, скажем, мой предыдущий фильм, «Артистка». (Я уж наделся, что может «Артистку» будут смотреть – смешной хороший, интеллектуальный вроде фильм...) Нашу картину зрители увидят в основном по телевизору. Поэтому давай снимай так, чтобы было резко и ярко! Никаких тёмных сцен.
- Фильм зрелищный, музыкальный – может, предложить его не только на отечественные, но и на западные кинофестивали?
- Западным фестивалям такое кино вообще не нужно. Им нужно – можем по этому судить вообще об отношении Запада к России – им нужно кино, в котором бы они увидели Россию такой, какой они её себе представляют. То есть, дикой, невежественной, азиатской, бандитской страной.

Режиссёр-депутат
- Административный ресурс, которым вы владеете – депутат Государственной Думы, в прошлом – председатель комитета по культуре – когда-нибудь помогал вам в творческой карьере?
- Деньги просить? Знаете, я всегда пользовался только государственными деньгами. Можно сказать, я для себя принял закон о государственной поддержке кинематографа. Этот закон был в какой-то степени уникальный, потому что именно с этого момента началось возрождение, восстановление из пепла совершенно разрушенного к 95-му году отечественного кино.
- Проще ли вам стало получать деньги на собственные фильмы, используя статус депутата?
- Может быть. Если бы я не был депутатом, возможно, Госкино отказало бы мне в поддержке.
- Когда вам было интереснее работать в Государственной Думе – сейчас или 10-15 лет назад?
- Раньше было интереснее, потому что я мог что-то сделать. Например, мы приняли закон о государственной поддержке кинематографа. Мне кажется, уже одним этим я свою зарплату оправдал! Не так просто было принять затратный закон, на которые нужны огромные средства…
- Не мешает ли работа в Думе вашей режиссёрской работе? Если да, то что вас тогда побудило стать депутатом?
- Я был председателем комитета по культуре, и тогда это мешало работе в кино. Совмещать оказалось очень тяжело. Это был период, когда и Дума была немножко другая… А сейчас я – рядовой депутат, от меня мало что зависит. Согласно закону, я могу совмещать творческую деятельность с работой в парламенте. А что побудило стать депутатом в 93-м году?.. Тогда многих что-то побудило. Кому-то показалось, что лично от него зависит судьба страны – мне так показалось. Даже гораздо раньше, когда я начал снимать цикл документальных фильмов «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли», «Великая криминальная революция». Собственно, это и была уже политика. А парламент – это продолжение.
- Когда вам интереснее было работать – в СССР или постсоветской России? Речь не столько про финансирование, сколько о вдохновении и творческом поиске.
- Это вопрос риторический. Любой настоящий художник вам ответит, что тогда работа режиссёра была более творческой. Ему не нужно было думать о деньгах. Кроме того, он должен был озаботиться качеством своей работы – ему просто не дали бы снимать низкохудожественную картину, потому что существовала масса преград. Вернее, это сейчас они нам кажутся преградами, а ведь это было то, что позволяло советскому кинематографу прожить многие годы: худсовет на студиях, институт редакторов, чего сейчас совершенно нет. Худсовет – это когда ты показывал свой материал своим товарищам. Этот худсовет был абсолютно безжалостным, а кроме него существовал худсовет в Госкино и так далее.

Река без ограничений
- Какие шаги должны предпринять государство, общество для того, чтобы убрать с телеканалов заполонившие их низкопробные сериалы, чтобы отечественная кинопродукция была доступна нам не только в дни кинофестивалей?
- Вопрос понял, но что делать, я не знаю. Вообще, рыба гниёт с головы. Если, например, руководители государства до сих не обеспокоены тем, что у нас нет полноценного детского кинематографа, то это уже катастрофа для будущей России. И потом: искусство и рынок – они не уживаются. Почему при жесточайшем тоталитарном режиме у нас существовал великий кинематограф конца 50-х – 60-х годов?! Почему в это время могли возникать такие замечательные явления, как театр «Современник», театр на Таганке или БДТ? Почему существовала такая замечательная литература? А сейчас этого нет. Делай что хочешь, без цензуры… Ничего нет, и главное – нет надежды, что появится!.. Пока что все думают только о выгоде.
А что такое искусство без нравственной цензуры? Река без берегов! Представьте себе речку без берегов, без каких-то ограничений. Ограничения – суть свободы в обществе! Без каких-то ограничений река – это болото, вот в нём мы и живём.
Если говорить о моей надежде, то я надеюсь только на молодое кино, которое занимается тем, чем должно заниматься искусство: судьбой маленького человека.
- Вам не кажется, что вы немного опоздали с фильмом «… в стиле джаз». Он очень добрый, позитивный. Может быть, его нужно было снимать на несколько лет раньше, когда вы работали, скажем, над таким фильмом «Не хлебом единым…». Дело в том, что ваш новый фильм даёт какую-то надежду зрителям, а «Не хлебом единым…», простите, отнимает…
- Я несколько лет назад не был готов снимать картину «…в стиле jazz». Для меня это совершенно новое дело и очень трудное. Я очень боялся. Потому что без чёткого сценария выходить на публику очень опасно. То есть я раньше не был профессионально готов к той картине, которую вы вчера увидели. Это – кажущаяся простота. Я очень долго работал над этой картиной, и она далась гораздо сложнее, нежели предыдущие фильмы.
Вообще, я снимаю быстро. Основное время сегодня уходит на поиск денег. Вот я мог бы уже год как снимать. Вот вы говорите про административный ресурс и мои знакомства. Но я начну снимать, если начну, только зимой, потому что мы пока что ищем финансирование. А снимать я уже давно готов.
- В этом году нас покинули Василий Аксёнов, Андрей Вознесенский, - ушла эпоха, сейчас и её лидеры покидают нас. Не возникало у вас желания снять фильм об этом времени?
- Нет, потому что это трудная работа. Одно дело – решать привычные для кинематографа задачи, например, снимать «Войну и мир», другое дело – Высоцкого показать. Ну как это сделать?!.
- Но ведь уже снимают – Пётр Буслов… Дыховичный пытался показать Высоцкого в своём фильме…
- Ну ведь безобразие получилось! – я видел «Копейку»… Это очень трудная работа – снимать такое. Это неразрешимая задача. Вспомните удачные примеры? Таких примеров нет!
- Что вы наметили для себя в качестве следующей работы?
- Я хочу вернуться к жанру, в котором я когда-то был силён. Снять такой настоящий детектив. Без крови, без взрывов – психологическую драму.
- Какой ваш фильм вам кажется самым лучшим?
- Обычно последний. Мне всякий раз кажется: вот этот – самый хороший. Через год мне думается по-другому. Вообще, я очень люблю «Десять негритят», я очень люблю «Артистку», «Ворошиловский стрелок», «Не хлебом единым…» Ну, и хватит (улыбается).


Сергей МУХАНОВ

В материале использованы ответы С.С. Говорухина на вопросы корреспондентов «Смоленской газеты», «Смоленских новостей» (благодарность Александру Березневу), газет «Город», «Культура», «Самостоянье».


От редакции. С.С. Говорухин дал очень острый ответ на вопрос «СГ» про нашу страну времён съёмок фильма «Так жить нельзя». Он несколько раз упомянул партию, официально заявившую своих кандидатов на грядущих 10 октября выборах в муниципальные органы власти. В соответствии с действующим законодательством, мы не вправе сейчас публиковать подобную информацию. Мы вернёмся к теме и обязательно опубликуем вторую часть интервью Говорухина после 10 октября: gt;gt;>
Фестиваль \"Золотой Феникс\". День пятый (15 сентября). \"Девичник\", \"Комедианты\".
Фестиваль «Золотой Феникс» - 2010. ИТОГИ

Другие новости по теме