Фестиваль "Золотой Феникс". День третий. "Следы на песке" и встреча с Олегом Фоминым. "Жить", "Юнкера"
Олег Фомин, Гамлет из ТамбоваОтправляясь на встречу с Олегом Фоминым, я знал про него далеко не так уж много. Актёр – пусть он меня простит – из второго десятка, к которому популярность приходит волнами. Ему очень не повезло, как и многим другим – молодость попала под киношное безвременье 90-х, как под каток. Сейчас это брутальный такой актёр, снимающийся в фильмах про сильных людей в сложных ситуациях. Среди его работ – «Меня зовут Арлекино», «Весьегонская волчица», «КГБ в смокинге»… В какой-то момент он сам занялся режиссурой – возможно, чтобы стать более независимым.
Самое главное: Фомин – автор поразительного «Дня выборов», с дерзкой смелостью вскрывший закулисье трусливых политиков, бутафорских силовиков и беспринципных «звёзд». «День выборов» – это блистательное продолжение отечественных традиций «плутовского романа». В фильме нет ни одного положительного персонажа – они готовы провести во власть хоть чёрта. В «Дне выборов» с новой стороны блистательно раскрылись такие матёрые актёры, как Евгений Стеблов, Валерий Баринов, Александр Семчев. Мой первый просмотр этого фильма (декабрь 2007 года, по ТВ) случился сразу после перехода на другую работу нашего тогдашнего губернатора, и у меня мурашки бегали по коже от некоторых шуточек. Сатира была просто убийственной.
На встрече со смоленскими журналистами (она предшествовала встрече со зрителями в «России Премьер») Олег Борисович очень много говорил о своей работе режиссёра со звёздами и о том, как они его любят, в частности, об Александре Гавриловиче Абдулове и сериале «Next». Через полтора часа на встрече со зрителями, пришедшими посмотреть «Естественный отбор», он снова и снова возвращался к этой теме. Увы, моя жажда узнать всё из первых рук про «День выборов» привела к неожиданному результату. Вдруг выяснилось, что хорошо к Олегу Фомину относились далеко не все артисты в его режиссёрской карьере, хотя в этом, разумеется, нет ничего зазорного (на всех не угодишь, да у режиссёра есть и другие задачи, нежели нравиться актёрам).
- Олег, скажите, почему после сверхуспешного «Дня выборов» не вы снимали «День радио»?
- Когда я ребят («Квартет И» - прим. авт.) снимал, у меня, слава богу, были возможности ими управлять. Они решили, что «День выборов» – это плохое кино, и «День радио они сняли в пику, чтобы доказать мне, что они что-то понимают в кино. Вы все – нормальные люди, и я думаю, что вы видите, что это несравнимые два фильма. Борис Ноткин, с которым мы очень хорошо дружим, сказал мне: «Я смотрел «День радио», и на 15-й минуте выключил. Надеюсь, что ты к этому не имеешь никакого отношения». Это – не кино. Это только кажется, что кино можно снять без режиссёра.
- Откуда такое знание жизни губернаторов?
- Я вам скажу, что я был режиссёром у Виктора Степановича Черномырдина, и «Наш дом Россия», – вот это (показывает руки «домиком» - прим авт.) – это мы придумали. Я могу рассказать столько про всех!.. Что такое штаб НДР… Когда меня к ним позвали, я спросил: «А в чём проблема?» «Да мы не можем никак организовать эти съёмки, потом что есть личный психолог Виктора Степановича, который рубит всех режиссёров». Я говорю: «А сколько уже было?» «Тринадцать!» И ровно столько же было надо мной начальников – такое совпадение…
Значительное внимание в своих рассказах Олег Борисович уделял своим театральным работам. Как напомнил проведший встречу кинокритик Александр Колбовский, молодым актёром Фомин попал в один из самых легендарных театров Советского Союза – рижский ТЮЗ под руководством Адольфа Шапиро. Фомин сообщил, что является постановщиком одной из первых антреприз в стране – спектакля «Нина», неоднократно возвращался о такой своей роли как Калигула (пьеса Альбера Камю): «Я играл Калигулу девять лет». Убаюканный покладистостью Олега Борисовича, я задал достаточно банальный вопрос: «Что бы вы ещё хотели сыграть в кино?», на что получил лучезарную улыбку и краткий ответ: «Гамлет». Мне показалось, что я поступил достаточно бестактно (нормально ли это – совершенно незнакомым людям говорить о своих сокровенных планах?!), как вдруг актёр стал объяснять своё видение роли, и его рассуждения показались мне любопытными:
- Кроме Гамлета, наверное, ничего. Я уже Калигулу сыграл в театре… Шекспировский «Гамлет» гораздо слабее, чем «Калигула». Поэтому когда мне в театре предложили играть Гамлета – просто Гамлета – мне было мало. Про Гамлета – это отдельная история. Залезьте в Интернет и почитайте: Саксон Грамматик, «Сага о Гамлете»!
- К какому же выводу я должен прийти, прочитав это произведение?
- Это сага, по которой Шекспир написал свою пьесу. Там очень простая история. Даже есть оценка Гамлета, в конце: «Не знаю чем больше восхищаться в этом юноше – его мудростью или его беспредельностью». Почему? Если вы почитаете Шекспира, то все всю пьесу выясняют, сумасшедший Галет или нет. Но нигде не написано, почему они это выясняют. А он – наследник. Блаженного убивать нельзя. Что он сделал, реальный Гамлет? Когда он понял, что его убьют, человек начал прикидываться сумасшедшим, чтобы занять трон и отомстить за отца – всё! Играл безумного. Тогда понятно, что его трогать нельзя, и надо проверять его всё время… Если вы возьмёте Шекспира, то прочтёте: «Шут, я помню все твои уроки!..» А какие уроки? Будь шутом – и тогда ты выживешь! Вот это – интересно сыграть.
По окончании творческой встречи, продолжавшейся почти полтора часа, смоленские зрителя увидел первые две серии нового криминального телесериала «Естественный отбор», поставленного Олегом Фоминым. Кроме того, под Новый год на телеканале «Россия» ожидается премьера его самой новой работы – сериала, который пока носит рабочее названии «Алкаши». Фильм обещает быть добрым и смешным. Собственно, закончив съёмки, Фомин и приехал в наш город, с которым у его связано много личных воспоминаний.
Сергей МУХАНОВ
Когда некому вручить цветы
Фильм Сергея Степанченко «Следы на песке» был очень ожидаем смоленским зрителем. Хотя бы потому, что в одной из главных ролей снялся более чем популярный сегодня актёр Игорь Верник. Смоляне подтвердили своё желание увидеть кинокартину и звёздного артиста, что называется, ножками – «Современник» был полон! Однако Верник на встречу не прибыл. На сцену вышел президент фестиваля Всеволод Шиловский, мило поздоровался с залом, похвалил кинорежиссёра Сергея Степанченко, сделавшего «Следы на песке», но находящегося сейчас на другом фестивале, во Владивостоке, и пожелал внимательного просмотра, чтобы можно было на экране успеть заметить и его, Шиловского, снявшегося в малюсеньком эпизоде.
Фильм понравился – о врачах такую вещь снимали только в начале 60-х (речь о «Коллегах» по роману В. Аксёнова), сюжет и композиция сделаны тонко и поэтично, вместо классического любовного треугольника – четырёхугольник, где позиция каждого действующего лица и его характер выписаны достаточно рельефно, есть финал, который заставляет нас быть оптимистами…
После титров «Конец фильма» зал разразился аплодисментами, девушки с цветами приготовились вручать их актёрам – героям фильма или хотя бы организаторам, но на сцене никто не появился, овации повисли в воздухе…
Зритель – человек благодарный, однако лицемерия не терпит. Фестиваль в Смоленске, конечно же, обречён на успех, не понятно только, зачем же ему половник с дёгтем!
Зритель, унесший букет домой
Хирург в пальто
Следы на песке, у черты морского прибоя – они так недолговечны, буквально за несколько секунд исчезают. Но порой этих секунд хватает, чтобы запомнить мгновения жизни навсегда, как бы суровый прибой ни пытался их стереть.
«Следы на песке» именно так называется фильм режиссёра Сергея Степанченко, представленный в конкурсной программе нынешнего «Золотого Феникса». Это трогательный фильм-притча, фильм-откровение, снятый при малом бюджете по всем канонам мелодрамы.
Трое детей – Серёжа, Саша и Люба – всегда вместе, они любят друг друга по-детски трогательно и наивно. Но у Серёжи к Любе просыпается совсем другая любовь, настоящая, взрослая. Он в потаённых глубинах своего доброго сердца хранит её всю жизнь – след на песке за 15 лет их разлуки стёрся, но не исчез в сердце.
В фильме мы видим всё – как из искры вновь разгорается костёр чувств, как предаёт и раскаивается в этом лучший друг, как никакие деньги и влияние не могут остановить смертельную болезнь… Любовь умирает. Физически, но не духовно. Последней надеждой после скитаний по лучшим специалистам мира становится приезд в провинциальную больницу, к опытнейшему хирургу Сергею. Тому самому, из детства. Она понимает, что её не спасти, поэтому перед смертью хочет вспомнить то время, когда в её жизни не было денег мужа, бешеной популярности в светском обществе столицы, не было лжи и фальши. Были настоящие, искренние чувства.
Сергей оказывается в очень непростой ситуации, когда ежеминутно нужно принимать решение. Эта мучительная дилемма выбора – основа сюжетной линии фильма. На неё нанизаны все остальные. Скромность и честность выходят в итоге победителями в схватке с корыстью и бессовестностью.
Интересно обыграны в фильме женские имена. Любовь и Вера. Не хватает Надежды, но она незримо остаётся со зрителем в финале картины – операция только начата, её исход неизвестен. От её результата зависит всё – дальнейшая жизнь всех основных героев. Останется ли вдовцом крупный бизнесмен Клочков, будут ли и дальше вместе Сергей и Вера, как сложится всё у раскаявшегося Александра – зависит от малейшей оплошности хирурга Сергея.
Советский зритель уже видел нечто подобное раньше. Фильм «Коллеги» (1963 год) режиссёра Алексея Сахарова тоже показывает нам отношения трёх врачей и женщины. Картины похожи общей атмосферой.
На кинофестивале «Следы на песке» представил Всеволод Шиловский, сыгравший в картине небольшую эпизодическую роль. В главных ролях задействованы Александр Песков, Игорь Верник, Сергей Степанченко, Лариса Белоброва и Валерий Шумский.
Дмитрий КОМАРОВСКИЙ