Культура

Фестиваль «Золотой Феникс». День первый: открытие и «Дом Солнца»

12 сентября 2010 года в 07:09
Как открылся фестиваль

Дело было так.
«Современник» накануне был задрапирован в яркое бордо. Чуть иначе, чем год назад. Мы в редакции заранее искали фотографию, чтобы проанонсировать открытие в субботнем номере. Стали смотреть, разумеется, среди прошлогодних снимков, так что вы думаете: всюду Качановский в белом костюме. Он, кстати, сейчас обитает неподалёку – в СИЗО, через одно здание от «Современника».
Открытие «Золотого Феникса» стало первым крупным мероприятием для Александра Данилюка в новой для него должности – глава города Смоленска. Губернатор, глава областной Думы и главный федеральный инспектор по Смоленщине уехали в Ярославль, на торжественное празднование тысячелетия этого замечательного города. Областную администрацию представлял первый зам губернатора Александр Логутов, возглавляющий оргкомитет фестиваля.
Смоляне подтягивались к площадке у кинотеатра, обступая низенькие ограждения. Поскольку они заслоняли друг другу обзор, заботливыми спонсорами был установлен огромный видеоэкран, по которому осуществлялась трансляция. Однако как только подъехала первая машина и из неё показалась первая «звезда», Евгения Бордзиловская, толпа мягко хлынула к крыльцу, на возвышения, и милиция философски не противилась этому стихийному движению масс. Сектор прессы лишился своих эксклюзивных прав и особых возможностей. Среди встречающих выделялась группа юных смолянок с рукодельным плакатом (лист ватмана с наклеенными фотографиями, распечатанными на принтере) в честь сериала «Ранетки».
Мы в «СГ» так часто писали, кто должен приехать на открытие, что проще сказать, какие обещания не сбылись. Не приехала Ирина Муравьёва, не было Людмилы Касаткиной, я не видел Владимира Епифанцева. Отсутствовал и директор студии имени Горького Станислав Ершов. Зато прибыли три девицы с белоснежными аккордеонами. Организаторы предлагали это голоногое трио достаточно навязчиво, поэтому я решил о них не писать – из принципа.
На козырьке кинотеатра были установлены мощные пушки, плюющиеся цветными блестящими штучками. С каждым прибывшим гостем давались залпы, и порывы ветра заносили россыпи синтетического золота обратно на козырёк.
Счастливых обладателей пригласительных пригласили в зал, на торжественное открытие, все остальные могли наблюдать церемонию по видеотрансляции. Примерно полчаса, до 18.00, участники фестиваля и чиновники разного уровня общались в партере; было несколько суетно – ни о чём серьёзном не поговоришь.
В целом, церемония была слегка затянута, к тому же было темновато и на сцене, и в зале. Актриса Ольга Прокофьева, ведшая церемонию (грымза из «Моя прекрасная няня»), запомнилась всем присутствующим нелепыми ошибками. Их едва успевал отыгрывать её партнёр по подиуму Андрей Носков.
Смолян приветствовал Александр Иванович Логутов. Затем пришла очередь Александра Данилюка. Выступил он совсем неплохо, правда, читал из папки, которую зачем-то тут же при всех выцыганила всё та же Ольга Прокофьева.
Я бы сказал, что деятелям искусства надо лучше готовиться к церемониям. Самую худшую презентацию своего фильма устроил Гарик (Игорь Иванович) Сукачёв: «Не знаю, что сказать… В голове пустота».
Впрочем, смоляне тоже удивили, не предусмотрев достаточно высокого крылечка для преодоления подиума. Дамы – Сурикова, Рубальская и другие, – вынуждены были карабкаться на сцену.
Фестиваль «Золотой Феникс». День первый: открытие и «Дом Солнца»
По-настоящему дал прикурить только Всеволод Шиловский. Он тишком выбрался на сцену в костюме полководца и прокричал благодарственное письмо смолянам фельдмаршала Кутузова. Правый глаз его победно закрывала чёрная повязка. Он патетично потребовал подать свет в зал и объявил фестиваль открытым, нещадно расточая комплименты.
Свет погас, пошли титры «Дома Солнца», и часть партера неукротимо устремилась к выходу. «На банкет», - завистливо шептались в народе.
Смотрели фильм в целом хорошо, сеанс несколько омрачил отказ техники на самой страшной сцене – разгоне демонстрации.
Игорь Иванович Сукачев – сильный режиссёр, насколько можно судить по этой работе. Будем надеяться, что рано или поздно его привлекут и другие темы, помимо антисоветчины.
По окончании режиссёр занял место за столиком на сцене, а генпродюсер фестиваля Игорь Степанов (очень активный человек, кстати) настрополял волонтёров ловить в микрофон вопросы зала. В основном, зрители благодарили режиссёра-музыканта.
Уходя, я столкнулся в дверях с известным смоленским музыкантом Михаилом Юденичем. Он находился в состоянии лёгкой эйфории. Понравился ли фильм? Да, очень, с жаром отвечал он, это просто кайф!.. Вот такой радостный отклик едва ли не участника тех событий.

Фоторепортаж Дмитрия ПРУДНИКОВА с открытия фестиваля см. здесь: gt;gt;>

С. М.



Фестиваль «Золотой Феникс». День первый: открытие и «Дом Солнца»Конкурсный показ. Фильм Гарика Сукачёва "ДОМ СОЛНЦА"
Смотрел этот яркий фильм со сложным чувством. После сеанса вставать и аплодировать режиссёру, Гарику Сукачёву, не хотелось. Попробовал разобраться в своих чувствах, почему.
Во-первых, сценарий – это Иван Охлобыстин. Скользкий, противоречивый тип из породы не то тех, у кого пальто украли, не то тех, кто сам пальто украл. То он – батюшка в реальной жизни, то он – какой-то слизняк в кино и около. Охлобыстин – это всегда скандал и сомнительная известность. Вот что важно: дорогие зрители, не верьте деталям фильма! Охлобыстин слишком молод, чтобы хорошо знать быт 1973 или 74 года, когда якобы происходит действие фильма. Не знает их и рабоче-крестьянского происхождения Сукачёв, поскольку мир хиппи идейно был явно далёк от него (напомню, его первый проект – «оркестр пролетарского джаза»). Так что фильм – это красивая выдумка, баллада, фантазия на тему. Притча.
Второй вопрос, который меня занимал: зачем Сукачёв снял этот фильм. Косвенно на него ответил сам Игорь Иванович в последовавшей после показа пресс-конференции: «У искусства нет морали, искусство как птичка: она летит потому что летит». И повторил ещё раз: «У искусства нет морали» – в ответ на вопрос «какова мораль фильма?»
Для какой аудитории снят фильм? В первую очередь, для молодёжной. Потому что авторы видят мир глазами молодых. Думаю, на всех смолян произвела впечатление выказанная Сукачёву благодарность зрителя, который признался, что ему 50. Убеждён, что и он смотрел этот фильм молодыми глазами – вспоминая свою собственную жизнь. Что же нынешняя молодёжь увидит в этой истории и в истории своей страны в частности?
Молодежь семидесятых свою социалистическую родину любила? Нет, не любила. Та её в ответ конями давила, милицией и КГБ преследовала? Преследовала. Люди в СССР двуличные? Ох, какие двуличные! Взяточники? Ещё как! Взятки в кадре даёт сам Андрей Макаревич – чтобы выступить в «ДК водоканала». Жестокие были люди к своим детям? Ещё бы!!. Мне очень точно подсказала жена: смотри, в этом фильме ни одного нормального взрослого! И это правда.
Однако вот я после кино прихожу домой. Готовит ужин мой отец. Ему 70. Он с КГБ никаких дел не имел, стиляг не преследовал, но и не являлся одним из них, был честным комсомольцем (как и героиня фильма, между прочим) гордился своей страной, - подвигом Гагарина и победой в Великую Отечественную. В юности и в зрелые годы занимался спортом. Выпивал всегда в меру, наркотиков отродясь не пробовал, из страны уехать не мечтал – наоборот: после института три года отработал по распределению на оборонных предприятиях. Был рад, что помогает укреплению обороноспособности Советского Союза. Вырастил двух сыновей для страны, всегда интересовался, как идут мои дела, разделял все мои увлечения вплоть до того, что приносил домой записи Манфреда Мэнна – брал у сослуживцев, сейчас обожает «Слейд»... Да, и самое главное: взяток давать не умеет, считает это зазорным, постыдным, и никогда этим не занимался. Как мне с этим быть? Счесть существование моего собственного отца ошибкой, а всё показанное в фильме – суровой правдой жизни, истинным положением вещей? Так вы ещё с моей мамой не знакомы, и с бабушкой, они тоже были другими… Может, мир в таком кино слишком жесток и утрирован? Тогда зачем такие безнадёжные фильмы? Ещё неизвестно, какая система более жестокая к молодёжи – нынешняя, или та, советская.

Мне очень захотелось спросить у Сукачёва, а что изменилось бы в фильме и в мире, если бы главный герой не умер вдруг? Если бы у него не было этой немотивированной, врождённой, беспричинной болезни?? В финальных титрах предпринята очень неуклюжая попытка проследить дальнейший ход истории, но не веришь ничему (например, не мог настоящий «системный» хиппи пойти в армию, да ещё воевать в Афганистане – он бы «косил» всеми немыслимыми способами, тем более, что тогда уклонение давалось легко, потому что не было столь массовым, как сейчас).
Солнце – какой-то удивительный призрак, нетипичный («он один такой»), который непонятно зачем пришёл на грешную землю, то проявляется, то исчезает, сам грешит (он украл ботинки, не забыли?), строит какие-то невероятные дома, чтобы сжечь их, и сводит с ума отца, чтобы потом согласиться и пойти на операцию. К чему эта история? Чему она учит? Уж не ангел ли он? В чём идея этой притчи? Может, кто-то из читателей сайта подскажет?
И напоследок – ещё одна цитата Сукачёва из разговора со смоленскими зрителями. «Это – коммерческий фильм, который сделан большой командой продюсеров. Это – первый их восточноевропейский проект, именно «Дом Солнца», и они финансировали эту картину для больших экранов. Она снята на широкий формат для широкой публики…» Так что когда вы видите на экране нелюдей-милиционеров и Ленина в самых неожиданных и нелепых местах, знайте, что над этим трудилась «большая команда продюсеров»…
«Золотой Феникс» вызвал больший интерес, чем Московский международный кинофестиваль
Фестиваль \"Золотой Феникс\". День второй: \"Гидравлика\", а также \"кино под открытым небом\"

Другие новости по теме