Культура

Фотовселенная Евгена Гаврилова: «Смоленск как среда обитания»

24 сентября 2017 года в 20:02

27 сентября в КВЦ имени Тенишевых в Смоленске откроется тематическая выставка Евгена Гаврилова «350 тысяч кадров спустя». В одной экспозиции посетители смогут увидеть сразу три фотопроекта: «С тобой говорит город», «Без лица» и «#фотосмоленска». В преддверии выставки автор подробно ответил на вопросы портала Smolgazeta.ru и рассказал о еще одном своем проекте, который касается всех смолян.

- Ты давно мечтал о том, чтобы мир увидел твои работы в формате фотовыставки. Чем для тебя является выставка, которая вот-вот откроется - самовыражение или все-таки признание?

- На признание я пока не наработал, не заслужил. Для себя давно решил, если что-то делаешь, нужна аудитория, не писать в стол, так сказать. Критикуют ли, хвалят - неважно, но прятать не надо. Так что выставка - именно самовыражение.

- В Смоленске ты известен как репортажный фотограф, но ведь ты еще и как путешественник снимал другие города. Смоленск для тебя – любимый город, или приглянулся какой-то другой?

- Трудно сравнивать Смоленск с другими городами. Чтобы узнать город, его нужно хорошенько прощупать, а не просто прогуляться по главным улицам, впитывая новые впечатления. С позиций стрит-фото и пейзажных снимков любой населенный пункт первым делом интересен как новое место, глаза разбегаются, делаешь, как тебе кажется, интересные и уникальные кадры, но для местных фотографов давным-давно стали самым избитым клише. Смоленск для меня среда обитания, любимый город - тот, в котором еще не побывал.

- Как же тогда фотоохотнику найти ракурсы и снять сногсшибательные кадры в путешествии?

Если есть желание привезти из путешествия интересные, а не просто красивые фотографии, проходите мимо турагентов. Только дикарем, никаких отелей, только хостелы и никаких экскурсий: о строителе церкви или основателе улицы можно после почитать в сети. А вот идти наугад, составив лишь общий маршрут желаемых для посещения мест, - бесценно. Не пользуйтесь общественным транспортом без необходимости в незнакомом городе. Не бойтесь сворачивать во дворы или пытаться срезать. Когда у меня был выбор - поехать на прямом автобусе до «Этномира» под Калугой или с пересадками и пешим переходом, я выбрал второе и в итоге мы совершенно случайно наткнулись на целый рой, поле бабочек, облепивших цветущие там ромашки. Из окна автобуса я вряд ли смог бы их увидеть, не то, чтобы сфотографировать. В Туле решили пройти параллельно центральному проспекту - обнаружили великолепный по колоритности район, целиком состоящий из старых деревянных домов - такой коллекции резных наличников я еще не видел. После посмотрели в интернете - никаких маршруток и автобусов по этой улице не ходит. Случайная находка. Казань - рай для красивых городских пейзажей ночью. Все подсвечено, выглядит как в сказке, и опять же, сядешь на автобус - пропустишь большую часть красоты, что прячется между остановками.

- Расскажи о выставке – почему выбрал данные направления?

- Фото в жанрах пейзаж - «стрит» - «репортажка» - у меня накопилось множество, из которых есть две полноценные, законченные темы - те самые «Без лица» и «С тобой говорит город».

Проект «С тобой говорит город» в голове витал еще в детстве, когда я посмотрел советский фильм «Чародеи». Помнишь, там номера машин в слова складывались? Вот хотелось что-то похожее, чтобы посетитель не просто смотрел фото, но читал выставку, а кадры будто бы сами разговаривали с ним.

Делать снимки «Без лица» мне очень нравится. Я стараюсь ловить кадр так, чтобы поза, походка, место в сюжете помогали читать настроение запечатленного человека, помогали понять, что он переживает сейчас. Без глаз, без зеркала души, без лица.

#фотосмоленска - не больше, чем фото, не меньше, чем Смоленска. Простой и вместе с тем очень сложный в своих бесчисленных закоулочках и уютных уголках город под «прицелом» объективов предстает каждый раз по-новому. Эта серия не заставляет задумываться над смыслом кадра, иногда нужно просто отдохнуть, созерцая красивые виды нашего города. В век перегруженности информации, я считаю, это куда важнее концептуализмов и глубинных авторских замыслов.

- Есть ли у тебя такое фото, которым ты по-настоящему гордишься?

- Олень на Блонье в тумане. В тот вечер я ехал в маршрутке с работы, в своих мыслях, в окно не смотрел. Что-то изнутри толкнуло выйти не на своей остановке. Выхожу, пытаюсь сообразить, зачем это сделал - ехать еще через полгорода, и тут вижу, что вокруг сгущается плотный вечерний туман. Во время зимней оттепели каждый источник света приобретает потусторонний вид, с ореолами и размытыми контурами. С того вечера очень много кадров осело в архиве, а это, пожалуй, самое любимое из той серии.

- О чем ты мечтаешь?

- Мечтаю... жить в мире. Не в конкретном городе, а постоянно быть в разъездах, видеть и ловить в кадр новые места, события, людей. Ну а отдыхать от этого калейдоскопа уже возвращаясь в Смоленск.

- Расскажи о своих фотопроектах с людьми, что уже отсняли, и есть ли творческие задумки на будущее?

- Весной снимали с друзьями серию, посвященную сюрреализму, жанру без жанра, без правил. Понравилось, хочу повторить, но с большой ноткой безумства и активнее задействуя узнаваемые смоленские пейзажи. Ну и сюжетные фотопроекты в планах – я продолжаю писать рассказы в жанре фэнтези, а после их, если можно так выразиться, фотоэкранизирую. За спиной целая серия таких «фотолент»: «Случайный вор», «Новая ведьма», «Кровь наемника», «Огненный алтарь», «Игра престолов», «СюрЪ». Лето выдалось насыщенным, некогда было заниматься съемками для души, придется морозить моделей на осенних ветрах.

- Новый арт-объект из селфи-фотографий смолян, который открылся 24 сентября на Владимирской набережной - тоже твоя идея?

- Сейчас с приставкой "арт" в мире делается безумное количество крутых вещей, а в нашем городе она пока звучит достаточно редко. Так что здесь и новый опыт для горожан, и для организаторов. Я был приятно удивлен тому, как смоляне дружно откликнулись на призыв размещать фотографии в соцсетях - времени было очень мало, рассчитывали максимум 500-600 фотоснимаков успеть собрать, а когда в печать отдавали макет мозаики, пересчитали – более тысячи кадров!
Почему набережная? У нас львиная доля привлекательностей для туристов и самих горожан открываются в центре города, тогда как Владимирская набережная, обладающая огромной площадью, по сути, пустует. Это можно и нужно исправлять: арт-объект, объединенный концепцией фотомозаики, открылся в рамках празднования Дня города 24 сентября.

Фотоматериал предоставлен Евгеном Гавриловым, заглавное фото Никиты Ионова.

Алена ПАНАСОВА

В Смоленске проходят праздничные концерты, посвященные Дню города
Посетить смоленские музеи можно бесплатно