Культура

Образы в образах

10 апреля 2017 года в 16:30
В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка старинных икон

Торжественное открытие выставки «Старинные иконы. XVII–XX вв.» состоялось как раз накануне большого православного праздника – Благовещения. Что весьма символично, поскольку именно с благой вестью к людям пришла информация о том, что миру скоро явится Спаситель. А изображение его лика и положило начало иконописи…

В экспозиции выставки представлены более 70 икон, писанных с XVII по XX век в разных регионах России. Кроме того, здесь можно увидеть оклады, кресты, складни и редкие религиозные книги того же периода. Среди них, пожалуй, наиболее интересный экземпляр – «Триодь Постная», сборник текстов молитв годового богослужебного круга.

Что касается собственно икон, то здесь представлены различные школы их написания. Есть старообрядческие, есть выполненные в стиле барокко, есть лубочные изображения. Одна из самых старых икон – «Святая Параскева Пятница» – памятник народной иконописи, выполненный в традициях допетровского периода.

Для удобства просмотра выставка разделена на тематические секции: изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых, сюжеты из Евангелий… Большинство историй знакомы даже людям, не искушённым в тонкостях познания Библии. Сцены Благовещения, Рождества, распятия узнаваемы и понятны.
Кстати, с искусствоведческой точки зрения наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV–XV векам. С XVII века в России начинается упадок иконописи и подъём светской живописи. Искусство постепенно освобождается от иконографических канонов, становится более мирским и реалистичным. Реализм приходит и в иконопись.

С XVIII века традиционную для икон темперную технику постепенно вытесняет масляная живопись. В ней используются приёмы западноевропейской художественной школы: светотеневая моделировка фигур, прямая перспектива, реальные пропорции человеческого тела. Икона максимально приближается к портрету.

Впрочем, иконы сложно воспринимать исключительно как произведения искусства – в отрыве от христианских традиций их почитания. Ведь каждая из них – это не просто искусно выполненное изображение с определённым сюжетом. Это прежде всего образ, через который люди общаются с Богом, прося помощи и заступничества или благодаря за милость.

В этом смысле иконы, представленные на выставке, намолены не одним поколением. Большинство из них когда-то висели в храмах и в красных углах, как семейные реликвии передавались по наследству. Они – часть истории не только православия, но и России.
Все предметы, представленные в экспозиции выставки, принадлежат смоленскому коллекционеру. Больше тридцати лет понадобилось ему, чтобы собрать такой богатейший материал, интересный и историкам, и искусствоведам, и обычным зрителям.



Окно в мир радости и любви


(из беседы с руководителем отдела по культуре Смоленской епархии Валерием Рябоконем)
Образы в образах

– Иконы – это не только материальная ценность и средства для исследования различных стилей и школ их написания. И уж тем более не предмет поклонения. Хотя некоторые и пытаются обвинить православных в том, что мы якобы поклоняемся «доске и краске».
Икона – это окно в духовный мир. Взирая на лики святых, мы обращаем свои мысли и молитвы к первообразу, к Богу. Так что основная ценность иконы заключается как раз в её духовном содержании.

– Отец Валерий, в нескольких словах – что вы можете сказать об этой выставке?

– Выставка замечательная. Здесь представлены различные виды и типы икон. Можно увидеть Иисуса Христа в различных его природах: и как человека, прошедшего через муки распятия, и как творца мира – на троне и со знаками власти в руках. Для понимания этого образа очень важно помнить, что его владычество над миром определяется словом «любовь». Христос, пришедший на Землю как воплотившийся Бог, не переделывает мир, павший в грех, а исцеляет его своей жертвой на кресте. Как сказано в Священном Писании, «ибо так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего, дабы всякий верующий имел жизнь вечную».

Однако одним из самых выдающихся образов Иисуса Христа является «Спас нерукотворный». Именно он является ключом к пониманию иконописи и возможности изображать Бога, Деву Марию и святых. Ведь до явления Христа был в Библии запрет на изображение Господа. Потому что как можно показать того, кого никто и никогда не видел. И только с момента Боговоплощения стало возможным его изображение, появились иконы.

А «Спас нерукотворный» – это первое чудодейственное изображение лика Господа. По преданию, когда царь Авгарь заболел чёрной оспой, то послал своих слуг за Христом, чтобы тот исцелил его. Христос не смог прийти к царю лично. Тогда он приложил к своему лицу полотенце, на котором отобразился его лик. И принесённое больному царю полотенце с изображением Христа исцелило того…

– А как вы относитесь к тому, что иконы представлены не в храме?

– Конечно, икона прежде всего предназначена для молитвы. И место её – в храме. Но так уж исторически сложилось, что икона – это ещё и предмет искусства и изучения.

А если говорить конкретно об этом собрании, то надо быть признательным коллекционеру за то, что он провёл такую серьёзную работу для сохранения этих ценностей – прежде всего духовных. Мы знаем, что многие годы иконы в нашей стране были запрещены и некоторые просто могли быть выброшены. Так что коллекционер, собирая их, по сути, спасал то культурное и духовное достояние нашей страны, которое могло быть утрачено.

И, наверное, икона всё-таки больше, чем обстоятельства времени. Поэтому, подойдя к ней даже в культурно-выставочном центре, человек всё равно будет испытывать те правильные чувства умиления и молитвы, что и в храме.

– Мне кажется, намоленность этих икон чувствуется в той особой энергетике, которая от них исходит…

– Согласен. Хотя я не стал бы употреблять здесь слово «энергетика».

Ценность иконы как раз в том, что она свидетель тех молитв, просьб и взываний к Господу и его святым угодникам, которые перед ней возносились. И чудотворение их измеряется не в том, сколько раз какая-то из них помогала человеку. Их чудотворность – в той благодати, которая присутствует на них благодаря и священным изображениям и тем молитвам, которые перед ними возносились.

Иконы, которые здесь представлены, – из домашних молитвенников в красном углу или даже храмовые. То есть как раз такие, перед которыми многие годы, а может и века, творилась молитва Господу и Богородице. Поэтому эта выставка не только позволяет нам увидеть различные типы икон, но и воссоздаёт внутреннюю, духовную атмосферу, соединив нас с теми ликами, которые на них изображены. А это даёт возможность почувствовать больше радости, добра и веры в то, что Господь рядом. Потому что окно – это не только когда мы смотрим куда-то, но и когда смотрят на нас…

Фото: Юлия ШОРОХОВА
От «Страстей» до «Реквиема»
Жителей Смоленска зовут на экскурсию об эпохе Петра Великого

Другие новости по теме