Культура

"Смоленский ковчег-2010". Начало

23 июня 2010 года в 14:01
1574

Понедельник, 21 июня. День столетия со дня рождения Александра Твардовского.
Первым спектаклем фестиваля стала работа Республиканского театра белорусской драматургии (Минск), посвящённая Марку Шагалу. "Полёты с Ангелом" начались в 17 часов на малой сцене. В постановке заняты всего два актёра – Художник и его Ангел, который принимает облик то его музы, то матери... Автор пьесы – Зиновий Сагалов.
Торжественное открытие фестиваля состоялось в 19 часов. К зрителям обратилась глава областного Департамента по культуре Ольга Чернова, была оглашена приветственная телеграмма председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина, объявлен состав жюри, возглавляемого шеф-редактором отдела искусств "Литературной газеты" Александром Висловым. Программу продолжил спектакль Московского драматического театра художественной публицистики "И вслед за веком жить спешил", посвящённый жизненному и творческому пути нашего выдающегося земляка – Александра Трифоновича Твардовского. Автор инсценировки – Галина Корнилова, режиссёр – Елена Живейнова.
Спектакль выполнен доходчиво и бесхитростно, как монтаж. Актёры прожили на сцене основные моменты биографии поэта. Получился добротный плакат, средство наглядной агитации, призванное дать аудитории представление о личности поэта и о его времени. Вполне возможно, что и такая форма имеет право на существование – почему бы нет?
Гости заметно волновались, поскольку понимали, что многие реалии, упоминаемые в спектакле – Починок, "Рабочий путь", Исаковский, Ельня, – здесь сама жизнь, а не просто строчка в книге. Актёры много и с удовольствием пели. Публика принимала их очень тепло. Однако именно с песней связан острый момент, подчеркнувший пропасть между эпохами и поколениями. Говоря о славе Михаила Исаковского, "старшего брата" по литературной судьбе Твардовского, гости с душой хором запели гениальную народную песню Михаила Васильевича "Дан приказ ему на запад, ей – в другую сторону…". Зал подавленно молчал в ответ, не зная стихов своего великого земляка, которые когда-то распевала вся огромная страна.
И ещё одна выразительная деталь, показывающая, насколько изменилась культура отношений в семье. Факт из жизни: деревенский кузнец Трифон Твардовский читал своим детям вслух по вечерам Пушкина, Гоголя, Лермонтова… Причём это были годы лихолетья – революции, гражданской войны, голода и лишений. Что сейчас читают простые люди своим детям? И читают ли вообще?..

Вторник, 22 июня
В скорбный день годовщины начала войны обе сцены театра были предоставлены гостям из Белоруссии. Нужно отметить адекватность составления фестивальной программы: 22 июня "Смоленский ковчег" напоминал не о транзите газа и даже не о футболе (споры и чемпионаты преходящи), а о страшных рассветных часах, навсегда поделивших нашу новейшую историю на две части – до и после войны.
Вечером на большой сцене была показана драма "Когда закончится война" по пьесе молодого белорусского драматурга Павла Пряжко.
"Достоевский вопрос". Днём на малой сцене в моноспектакле актёра Национального академического драмтеатра им. Горького Валерия Шушкевича (Минск) была представлена глава "Великий инквизитор" романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы". Это вершина философской мысли русского гения, попытка постижения истоков соблазнов, искушающих сильных мира сего, развязывающих войны и создающих империи на лжи.
В полдень в смоленском Доме актёра прошёл мастер-класс Бориса Бланка, народного художника РФ, лауреата кинофестивалей, режиссёра, актёра, президента гильдии кино и телевидения России.

Вчера в Смоленском драматическом театре имени Грибоедова состоялись спектакли DesdeMONA (театр Kropka, Польша) и "Соколы и вороны" (Тульский академический театр драмы). Рассказ о них - в следующем выпуске нашего дневника.

Браво, маэстро!
Земля Александра Твардовского

Rambler's Top100