Культура

На карнавале у Барби

8 декабря 2016 года в 13:29
В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка кукол из частной коллекции Наталии Алёшиной.

Здесь всё как на настоящем карнавале, где смешаны реальность и сказка, стили и эпохи. Где рядом с чопорной Европой – безудержно яркая Азия и непостижимо загадочная Африка. Где у модницы в традиционном японском кимоно может оказаться европейский разрез глаз. Где дама в костюме английской королевы запросто беседует с жительницей Древней Греции…


Всё как у людей


В экспозиции выставки «Новогодний карнавал кукол» представлены ровно сто кукол из частной коллекции орловского дизайнера Наталии Алёшиной. В большинстве своём – это Барби фирмы Mattel, как обычные из пластика, так и эксклюзивные фарфоровые.

Впрочем, совсем уж обычных кукол здесь, конечно, не встретишь. Все они коллекционные – из различных тематических выпусков. Например, «Принцессы мира». Или серия «Валентинки», созданная дизайнерами по мотивам старинных открыток, выпущенных ко дню Святого Валентина.

– Нынешнюю экспозицию мы объединили темой карнавала совсем не случайно, – призналась Наталия АЛЁШИНА. – Сейчас, накануне праздников, самое время задуматься о новогодних костюмах. И эта выставка – прекрасная возможность вдохновиться какой-то идеей, чтобы потом создать для себя эксклюзивный наряд. Здесь много ярких образов, дизайнерских разработок и просто очень красивых кукол, увидеть которых будет интересно и детям, и взрослым.

В июне этого года Наталия Алёшина уже привозила в Смоленск своих кукол. Тогда это была выставка «Куклы из сказок и кино». Стоит отметить, что интерес к той первой экспозиции очень порадовал и автора, и организаторов. Поэтому, получив повторное приглашение приехать в наш город, Наталия охотно на него откликнулась.

Чьи будете?


На нынешней выставке много кукол в национальных костюмах народов мира. Причём как исторических, так и современных. Можно проследить, как со временем менялся и образ самой Барби. Например, в выпусках 90-х годов прошлого века все куклы практически на одно лицо, без каких-либо национальных особенностей. А вот в современных эти особенности уже ярко выражены: в разрезе глаз, цвете кожи, чертах лица…

– Здесь у нас карнавал, поэтому оправданно соседство любых образов и стилей, – замечает Наталия Алёшина. – Например, кукла в костюме Джорджа Вашингтона в одной витрине с дамой в элегантном вечернем платье, разработанном дизайнерами к 40-летию Барби. Или темпераментная бразильянка рядом со сдержанной любительницей Октоберфеста из Баварии.

Кстати, среди национальных костюмов есть и теперь совсем уж эксклюзивный чехословацкий – привет новейшей истории Европы, на карте которой такой страны уже нет. Кроме того, здесь можно увидеть куклу в одежде, принадлежность которой определённой стране вызывает вопросы у самих производителей. В момент выпуска наряд считался норвежским, а позже в нём распознали исландские корни.

Настоящие принцессы


Отдельного упоминания заслуживает серия «Принцессы мира». Это куклы в исторических и фантазийных костюмах. Причём понятие «принцессы» подразумевает как совершенно реальную дочь вождя африканского племени, так и абсолютно эфемерную Фею из ирландских сказок.

– Некоторых кукол из этой серии мы даже не стали вынимать из коробок, – говорит Наталия Алёшина. – Просто дизайнеры настолько продумали упаковку, что она стала частью образа. Получается, что костюм дополнен традиционным пейзажем из той местности и эпохи, к которым принадлежит принцесса. И чтобы не разрушить магию, мы решили оставить кукол в такой великолепной упаковке.

Интересно, что все детали костюмов принцесс выполнены со скрупулёзной тщательностью. Вплоть до самых мельчайших нюансов отделки. И, конечно, с сохранением исторической точности – там, где речь идёт о реальных, а не сказочных образах. Например, принцесса Англии – это дама в наряде в стиле Тюдоров времён Генриха VIII с характерным головным убором, называемым «гейбл».

Там русский дух


Заметен на выставке и «русский след» в истории мирового национального костюма. Он представлен целой серией, посвящённой России, автором которой стал знаменитый дизайнер фирмы Mattel Роберт Бест. Отличительные черты его творчества – классические линии высокой моды. По словам самого кукольного кутюрье, залог успеха создаваемых им образов в том, что он проектирует их так, словно Барби не игрушка, а живая женщина.

Серия выпущена в 2011 году и представляет собой современную вариацию женских образов в русских национальных костюмах. В нарядах хорошо читаются классические элементы, традиционные для нашей истории, – расписные шали, меховые вставки, узорные «огурцы» и набивные матрёшки. Здесь же и платье по мотивам последней работы кутюрье Александра Маккуина.

Ещё один взгляд на образ россиянки, представленный на выставке, – это кукла, на создание которой авторов вдохновила героиня нашего самого новогоднего фильма в исполнении Барбары Брыльской. Да, та самая Наденька из «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова – в такой же пышной меховой шапке и скромном платье по моде 70-х годов уже прошлого века…

Выставка будет работать до 15 января 2017 года.

Справка «СГ»

Начало коллекции кукол Наталии Алёшиной положил старший брат, подаривший ей в 1994 году первую Барби.

– Это была кукла старого выпуска, вся на шарнирах, руки-ноги сгибаются, – сейчас таких уже не делают, – вспоминает Наталия. – А потом те или иные интересы подталкивали и меня саму к приобретению кукол: интерес к истории костюма, к различным фильмам и образам. Так постепенно и формировалась коллекция. И поэтому она получилась довольно разнонаправленной.

Сейчас в коллекции Наталии Алёхиной более тысячи кукол. И буквально пару месяцев назад, в октябре, она открыла в Орле музей. В основной экспозиции там представлены около 600 кукол. Однако Наталия не бросает и «гастрольную» деятельность, демонстрируя свою коллекцию в самых разных городах России.

Больше фото по ссылке.

Фото: Юлия ШОРОХОВА
Наполним музыкой сердца
В Смоленске идёт голосование за лучший новогодний плакат

Другие новости по теме